МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению П.ПолонскийНа переломе Еврейского Государства
Столкновение Шауля с Давидом как архетип сегодняшней политической ситуации
1. Проблема
2. Суть дела в одной фразе
3. Учиться у Давида
4. Машиах как реальное государство в реальной истории
5. Как стать Давидом1. Проблема
В этот День независимости одной из существенных (и болезненных) идеологических проблем, стоящей перед многими израильскими правыми (а им, собственно, и адресуются данные заметки) является вопрос о том, продолжает ли Израиль, в свете сегодняшнего кризиса, быть еврейским государством, и имеет ли вообще смысл и ценность понятие "сионизм", и нужно ли продолжать читать "Молитву за благополучие Государства Израиль"? Слишком уж велика смутность переживаемого нами времени – и потому некоторые даже начинают впадать в полный пессимизм.
Вроде бы уже выбранный правыми Шарон вдруг стал проводить политику левых – так кого же еще, даже в перспективе, можно избрать для спасения Страны!? Всем очевидно, что предыдущее развитие Государства Израиль готово упереться в тупик – но непонятно, куда, собственно, из него выходить? Хотя уже ясно, что в обмен на обещанное отступление и депортацию жителей Гуш-Катифа Израиль не получит от окружающего мира ничего – ни спокойствия, ни уважения, ни признания, ни благодарности, но только еще больший кризис и конфликт, и давление на нашу страну только усилится, и осенью новая вспышка террора неизбежна – но все равно власти прилагают все силы для реализации этого плана.
Да и вообще, сами инициаторы и лоббисты договоренностей «Осло», принесшие нам вместо мира только террор и много пролитой крови (а ведь до «Осло» террора в таких масштабах совсем не было!) – в чем была цель их действий? Если они понимали, что процесс «Осло» неизбежно приведет к тысячам убитых, десяткам тысячам раненых, миллиардам денежных потерь и т.д. (и ведь счет еще далеко не закончен!) – то, значит, они являются преступниками. Если же они не понимали и ошиблись, то теперь они должны были бы посыпать голову пеплом и раскаиваться в своем (пусть ненамеренном) соучастии в убийстве тысяч сограждан – но вместо этого они продолжают самоуверенно призывать к продолжению движения в том же направлении. Да и трудно поверить, что весьма неглупые лидеры левого лагеря не знали, к чему приведет инициированная ими выдача террористам автоматов, автономной территории, радио и телевидения, власти над школьными программами и т.д. – всего того, что называется "Палестинская автономия". Да их, собственно, обо всем даже и предупреждали, призывали: "не давайте террористам автоматов и взрывчатки", - но они все равно на это пошли.
В связи с этим, много раз уже говорилось, что истинной целью соглашений «Осло» являлись вовсе не мир и не безопасность, а только уничтожение поселений и поселенческого движения ради сохранения левым истеблишментом власти над страной (т.е. это не "территории в обмен на мир", которого таким путем достичь вообще нельзя, а "территории в обмен на власть"). Однако, не стоило бы писать эти заметки только ради того, чтобы повторять эту истину, сегодня уже всем достаточно очевидную. Я хотел бы обсудить здесь совсем другой вопрос, а именно: в чем смысл того системного кризиса, который переживает сегодня Израиль, что мы можем из него выучить, и что можем сделать для его преодоления. В простой формулировке все это и выражается в раздающемся отовсюду вопросе "Почему же Шарон, который всегда строил поселения, теперь их разрушает!?"
2. Суть дела в одной фразе
Наше недоумение по поводу поведения разных политических деятелей и т.д. - сразу пройдет, если мы сформулируем в одной фразе самую суть того, что происходит сегодня в Стране. И суть эта такова: Шауль (Саул) пытается уничтожить Давида. Открыв ТАНАХ, первую книгу Шмуэля (гл. 17-24 и далее), мы поразимся тому, насколько точно описано там все то, что происходит сегодня в нашей Стране. Давид – лучший солдат, военачальник и зять царя Шауля, но он начинает приобретать все большую народную популярность, и Шауль делает все, чтобы его убить. Из-за ухода Давида с его гвардией армия Шауля слабеет, и он в конце концов проигрывает войну филистимлянам и погибает, а его государственная система разваливается. Но все разумные соображения его сына Йонатана не могут остановить Шауля, впавшего в психоз из-за опасения потери царства его династией.
В наше время, разумеется, Шауль и Давид – это не отдельные личности–политики, а две разные формы еврейского государства, они же две стадии мессианского процесса. Шауль, Машиах бен-Йосеф - это герцлианское государство (такое отождествление было сделано равом Куком еще сто лет назад, в 1904 году), которое вначале было неимоверно важно, но сегодня потеряло ценностную ориентировку и не в состоянии продолжать вести за собой народ. Чтобы уничтожить Давида (новую нарождающуюся форму государства, основанную на совсем другой системе ценностей: Первая Алия + религиозный сионизм р.Кука), Шауль пытается уничтожить его «миропроект», а именно – поселения. Именно в этом суть того перелома, который переживает сегодня Израиль: "Машиах из дома Йосефа" начал умирать, и он пытается убить "Машиаха из дома Иеhуды" ("И сказал Шауль: приколю-ка я Давида к стене; и бросил в Давида копье, но Давид дважды уворачивался от него" (18:11) – один раз в истории с Альталеной, второй раз ожидается при выселении Гуш-Катифа.
3. Учиться у Давида
А раз ситуация именно такова, и перед нами не просто политическая борьба, а смена одного Машиаха другим Машиахом, то мы при планировании наших действий должны учитывать этот аспект. Вывод: для того, чтобы выиграть в нашей борьбе сегодня, мы должны идти по пути Давида, а именно:
а) Мы должны продолжать считать Шауля (т.е. герцлианское государство) Машиахом бен-Йосефом – и относиться к нему соответственно. ("И сказал Давид людям своим: не приведи Господь, чтобы сделал я такое господину моему Шаулю, Машиаху Господа, и не могу я поднять руки на него, ибо он Машиах Господа. И сдержал Давид людей своих этими словами, и не дал им восстать на Шауля" (24:6); и позже еще раз: "И вошли Давид с Авишаем в стан Шауля, и вот он и люди его спят, и сказал Авишай Давиду: вот, предал Господь врага твоего в руки твои, теперь же я приколю его копьем к земле... Но сказал ему Давид: не делай этого, ибо разве можно поднять руку на Машиаха Господня и остаться ненаказанным? Но лишь Господь Сам поразит его, или он умрет, или погибнет на войне; но мне - не дай Бог поднять руку на Машиаха Господа" (26:7-11). В нашей сегодняшней ситуации это означает продолжать оказывать Государству Израиль всяческую поддержку (за исключением выполнения заведомо незаконных приказов), продолжать считать его "началом роста мессианского спасения" и продолжать читать молитву за его благополучие. В конце концов, лично царь Шауль совершил несравненно больше преступлений, чем израильский левый истеблишмент сегодня (чего стоит хотя бы уничтожение Шаулем, из мести, целого когенского города Нов, и убийство там всех мужчин, женщин, стариков и детей (22:18) – и тем не менее, его статус Машиаха сохранился!). В нашей ситуации сегодня мы должны помнить, что здание Машиаха бен-Давида может быть построено только на основе фундамента, подготовлена работой Машиаха бен-Йосефа, и быть благодарным ему за это.
б) Давид не вступает с Шаулем в прямое столкновение – и, вместе с тем, не дает ему разгромить себя. "И когда шел Шауль по одной стороне горы, то Давид со своими людьми уходил на противоположную сторону горы" - 23:26. Как это ни парадоксально, именно нападение Филистимлян (палестинцев) не дает Шаулю возможности уничтожить Давида: "И было, когда однажды Давид поспешил, и Шауль и его люди окружили Давида и его людей и уже намеревались захватить их, - но тут пришел вестник и сказал Шаулю: иди скорее, ибо Филистимляне напали на Страну! И пришлось Шаулю отказаться от погони за Давидом и пойти навстречу войску Филистимлян" (23:26-28).
в) Шауль сам идет навстречу собственной гибели. Он снят с царства (пророком Шмуэлем), потому что не может уничтожить Амалека; а погибает потому, что не может победить филистимлян (и это, в частности, потому, что он изгоняет из своей армии силы Давида). Давид дважды отказывался убивать Шауля, он ждет, пока Шауль погибнет сам, потому что цель Давида – это не только власть над своим коленом, но и признание его власти со стороны сторонников Шауля, а они перейдут на сторону Давида только тогда, когда увидят, что Шауль погиб ввиду собственной глупости. Поэтому тактика Давида такова: он избегает столкновения, а иногда даже уходит в изгнание (надеюсь, что у нас сегодня это уже позади), затем строит собственную структуру, и постепенно его царство заменяет царство Шауля.
Соответственно, нам сегодня надо, избегая прямой войны с Шаулем, сохранять свои силы, развиваться и укрепляться, как в духовной, так и в физической области, чтобы в момент смерти Шауля (т.е. в ситуации полного краха идеологии "национального убежища", являющейся основной идеей Шаулевой (герцлианской) формы сионизма, повести за собой народ на основе Давидовой формы сионизма.
г) Для того, чтобы более точно понять, в чем же сущностные отличия "давидового сионизма" (Первой Алии и р.Кука) от нынешней официозной израильской схемы, обратимся еще раз к описанным в ТАНАХе отличиям Государства Давида от Государства Шауля. Главная идея царства Шауля – это безопасность, защита от внешних врагов. Он и был-то призван на царство только потому, что народ постигла катастрофа разрушения Шило; и вначале его успехи великолепны (гл. 11, 13, 14). Но в дальнейшем он не может обеспечить именно ту самую безопасность, ради которой избран; и причина этой неспособности неустранима. Мир вообще устроен так, что «парадоксальным, по глубоко истинным и важнейшим принципом жизни является то, что для достижения той или иной определенной цели нужно стремиться не к самой этой цели но к чему-то более возвышенному, находящемуся за пределами данной цели и тогда достижение этой меньшей цели будет следствием стремления к цели высшей. Если же сосредотачиваться только на исходной цели, то она "убегает" от нас и не может быть достигнута» (А. Тойнби, «Постижение истории», ч. 5). Поэтому концентрация усилий государства и общества прежде всего на безопасности (по принципу "уступим, откупимся", «не надо быть правыми, а надо быть умными», «давайте отдадим, чтобы жить спокойно» и тому подобных официальных израильских заклинаний) – приводит именно к отсутствию всякой спокойной жизни.
Отношение Шауля к религии также "прохладно". Это ярко выражается, например, в его диалоге с пророком Шмуэлем (15:15). С одной стороны, Шмуэль далек и даже в чем-то чужд ему, и он говорит ему «твой Бог», а не «наш Бог»; с другой стороны, Шаулю нужен Шмуэль, «чтобы почтить его перед старцами народа его" (15:30).
Царство же Давида устроено совершенно иначе. Его формообразующая идея есть осознание диалога с Богом как центрального стержня существования и бытия еврейского народа; поэтому в центре царства Давида стоит Иерусалим и будущий Храм. "Пляски Давида перед Ковчегом Завета" были непонятны даже для его жены Михаль, дочери Шауля – и это еще раз подчеркивает разительную разницу в характере этих двух династий.
Все это, однако, не означает, что дом Шауля обязательно должен погибнуть. Если бы Шауль не утащил Ионатана с собой в проигрышную войну, а наоборот, послушался бы его и наладил конструктивное сотрудничество с Давидом, то род Шауля вполне мог бы сохраниться в царстве Давида в качестве «заместителя царя», и мог бы найти там свое вполне гармоничное место в дальнейшей еврейской истории. Трагедия Шауля в том, что он не смог переступить через свой психоз и не сделал этого.
д) Поразительным элементом сравнения Давида и Шауля является вопрос степени их "универсальности" в аспекте соотношения "национальных" и «общечеловеческих» или «универсальных» ценностей. Шауль по многим параметрам является "обычным" царем, какие есть у всех народов. Он хочет быть "таким же, как и все цари", да и народ, прося пророка Шмуэля о царе, именно такое обычное государство и имел в виду: "Поставь нам царя, как у всех народов" (8:5). И хотя не поправилось это пророку Шмуэлю, он выполнил просьбу народа, ибо нельзя требовать от еврейского царства, чтобы оно уже при первой династии стало «правильным» (и в недооценке этого состоит сегодня главная ошибка харедим). Итак, Шауль был обычным царем "нормального" государства, "как у всех цивилизованных народов", и в результате – он никак (кроме только того, что он предтеча Давида) не зафиксировался в памяти человечества. Иными словами, его универсальное, общечеловеческое значение –невелико. Давид же, который был особым, еврейским царем – воспринял сам и раскрыл всему миру именно универсальные, общечеловеческие ценности, и потому созданная им книга Псалмов является, наверное, самой популярной книгой стихов за всю историю человечества.
Этот поразительный факт – то, что еврейский царь-машиах является самым популярным поэтом человечества – должен быть для нас одним из ориентиров в осознании того, насколько важным для всего будущего цивилизации является процесс смены "Машиаха бен Йосефа" на "Машиаха бен Давида", происходящий в нашем поколении в Израиле.
4. Машиах как реальное государство в реальной истории
Здесь, конечно , надо подчеркнуть, что использование в данной концепции терминов Машиах бен-Йосеф и Машиах бен- Давид – никак, конечно, не имеет в виду никаких явных чудес, войны Гога и Магога, воскрешения мертвых и прочих признаков "конца света". "Машиах" (в переводе "помазанник") может быть вполне реально- историческим царем, и именно такими реально-историческими машиахами были Шауль, Давид, Шломо (Соломон) и его потомки. Лишь после поражения восстания Бар-Кохбы (2-й век н.э.) "концепция Машиаха" была вытеснена в иудаизме в эсхатологическую область, а до того она воспринималась в реально-исторической перспективе (а как иначе рабби Акива мог бы считать Бар-Кохбу Машиахом?). При этом, только по прошествии более чем полутора тысяч лет, в середине 19 в., начиная со времени создания религиозного сионизма (р.Калишер, 1860 г, книга "Дришат Цион" – "Взыскание Сиона") эта концепция возвращается в иудаизме обратно в исторические рамки. Так что сегодня Машиах – это прежде всего реальное еврейское государство, в эпохе Машиаха бен Йосефа мы живем сейчас (и рав Кук еще в 1904 г, в траурной речи на смерть Герцеля, охарактеризовал созданное им движение как "Машиах бен-Йосеф), а описываемый здесь переход к Машиаху бен Давиду совсем не означает, что история будто бы "завершается" и что окончательное спасение человечества вот-вот наступит. Напротив, я полагаю, что нам, еврейскому народу, предстоит для спасения человечества еще много сотен лет упорного труда.
5. Как стать Давидом
Давид является "аномальным" царем, и именно потому он выигрывает борьбу с Шаулем. Во всей этой известной нам еврейской истории государств и царей мы не найдем, наверное, ни одного другого такого случая, когда новый царь, глава нарождающейся династии, отказывается отнимать трон у царя династии предыдущей. Ибо Давиду нужны не власть, а продвижение еврейского народа в его диалоге с Богом, ему нужен весь народ, и для этого Шауль должен сначала полностью "выработать" свой ресурс.
Чтобы стать царем, Давид должен сделать так, чтобы не только его род и колено Иегуды, но и сами сторонники Шауля перешли на его сторону. В нашей ситуации сегодня это означает, что нашей целью является не защита Гуш-Катифа (это, конечно, очень важно, но, в конце концов - это только средство), но нам нужен захват (духовный, разумеется) Тель-Авива. А для этого Давид должен, в том числе, воплотить высшие идеалы простых сторонников Шауля (не идти, конечно, на поводу у самого Шаули его придворных, а именно перетащить к себе его честных, но заблуждающихся сторонников).
В том-то и состоит сегодня наша главная проблема, что Шауль (герцлианское государство) – это уже Машиах бен-Йосеф, а вот мы сами – пока еще совсем не Давид. Мы пока только еще потенциальный Давид, и имеем надежду стать им, только если достигнем его общечеловеческой универсальности, а для этого, в нашей сегодняшней проблематике, нам надо воспринять и реализовать в иудаизме и в нашем диалоге с Богом не только "национальные" (мы за последние восемьдесят лет это уже во многом сделали), но также и универсальные общечеловеческие ценности современной Западной цивилизации. Это, конечно, является, необычайно сложным, но оно же и наиболее важным ибо это есть внутреннее развитие иудаизма, необходимое для того, чтобы достичь его внешней реализации.
***
Процесс «Осло» ознаменовал начало умирания Машиаха Бен-Йосефа, но от этого его начальная мессианская сущность не уменьшилась. Наша задача – избегать столкновения, которого так жаждет Шауль, и заниматься при этом постепенным построением собственного царства, сохраняя как преемственность по отношению к Шаулю, так и дистанцию от него. Гуш-Катиф, даже если, не дай Бог, он будет проигран нами, - это вовсе не конец, а только начало длительной борьбы на много десятилетий, борьбы за захват Тель-Авива. Основа же победы в этой борьбе за душу сторонников Шауля, т.е. путь развития Машиаха Бен-Давида сегодня – лежит через актуализацию в иудаизме современных универсалистских ценностей: права человека, демократии, свободы слова и т.д. Впрочем, обсуждение хода развития иудаизма как процесса извлечения Божественных искр, а также проблема интеграции в иудаизме универсальных и национальных ценностей – это слишком большая тема для данной статьи. Те, кто хочет ознакомиться с ней более подробно, найдут материалы, например, на http://www.machanaim.org/philosof/kook/ph4.htm.
Поразительно, но именно к этому подталкивает нас сегодня логика борьбы за Гуш-Катиф. Таким образом, то, что выглядит огорчительным с точки зрения короткой дистанции, является необычайно позитивным с точки зрения дистанции длинной.