МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению Проблемных статей
К оглавлению "Этические и галахические проблемы медицины"
Исраэль Дацковский, Ph. D., dibam55@hotmail.com

Отношение Торы к медицине

[1. Заповеди Торы безусловно приносят человеку также и «телесную» пользу]
[2. Никоим образом неверно считать, что главная цель кашрута – физическое здоровье, главная цель Субботы – физический отдых, а главная цель чистоты семейной жизни – сохранение сексуальности]
[3. И также «цараат» - это не «проказа» и вообще не «обычная болезнь»]
[4. Действительно медицинские проблемы Торы:]
[4.1. Этиология болезней: единственной причиной болезния является Бог]
[4.2. Настоящим исцелителем также является только Бог]
[4.3. Врач имеет религиозное право лечить (поскольку это право проблематично, Тора специально оговаривает его)]
[4.4. В Торе примеры борьбы с эпидемиями – без участия врачей]


[1. Заповеди Торы безусловно приносят человеку также и «телесную» пользу]

Указания Торы, заповеди еврейскому народу, в ней изложенные, по определению не вредны человеку и учитывают его психику и физиологию на уровне, до которого понять человека современной науке сегодня не дано и вряд ли когда-нибудь вообще будет дано. Во-первых, изделие всегда сложнее инструкции по его использованию, которая и не ставит своей задачей раскрыть устройство и принципы действия изделия и предназначена только научить пользователя правильно это изделие использовать. Во-вторых, даже в случае человека, стремящегося к самопознанию и созданного Творцом всего сущего, то есть в случае изделия, снабженного разумом и свободой выбора и желающего эти возможности использовать на познание самого себя, инструкция Изготовителя (чем и является Тора) хотя и оказывается бесконечно проще и ограниченней полного описания «конструкции» и принципов функционирования столь сложного устройства (которым является человек), но уже находится близко к границам возможностей восприятия человека. Сегодня мы очень много знаем о строении человека, о его физиологии и об отклонениях в его нормальном функционировании. Но наши знания, очень глубокие для человеческих возможностостей познания, еще слишком мелки для целостного восприятия человека. Именно этим можно объснить сегодняшнюю малую эффективность медицины в лечении хронических и возрастных заболеваний, слишком позднее выяснение отдаленных побочных явлений (иногда смертельных) многих долго принимаемых лекарств. В противовес нашим очень глубоким, но при этом бесконечно ограниченным знаниям о человеке следует принять, что ЛЮБОЕ указание Торы человеку, направленное на благо человека, основано на ПОЛНОМ знании человека, содержит медицинский аспект, но им не исчерпывается даже самая малая часть самой малой заповеди. Причем, заведомо известно, что тщательное выполнение указаний Торы не приведет ни к отрицательным побочным эффектам, ни к ослаблению положительного медицинского эффекта при долгом примении указаний. «И в старости будут они [праведники] плодоносить, будут полны жизненных соков и сохранят свежесть…» (Псалмы 92:15). Кстати, «сохранят свежесть» не ради собственного здоровья, а «чтобы возвещать, что справедлив Господь…» – очень важный аспект – даже свежесть в старости может быть дана не в качестве платы за прошлые дела, а с конкретной сегодняшней целью, не ради наслаждения вообще и проления активного долголетия, а для службы Творцу.

[2. Никоим образом неверно считать, что главная цель кашрута – физическое здоровье, главная цель Субботы – физический отдых, а главная цель чистоты семейной жизни – сохранение сексуальности]

Чтобы не утонуть в бесконечности указаний, из которых при желании можно извлечь аспекты личного или общественного, психологического, духовного или физического здоровья индивида или общества, вначале отметим и откажемся рассматривать те области, которые слишком часто приводятся в качестве медицинских указаний Торы, но в которых истинно медицинский аспект, хотя и присутствует, хотя и направлен на благо человека, но явно уступает по важности другим направлениям влияния на человека того или иного указания.

Сначала выведем из рассмотрения базовую триаду, четко позволяющую отличить еврея, соблюдающего заповеди от остальных его собратьев по разным общностям, включая и общность собратьев по разуму (а у всех ли он достаточно проявлен?). Эта триада построена из трех больших блоков внушительных по количеству и разнообразных по содержанию заповедей: кашрут, шаббат, чистота семейной жизни.

Мы не пойдем по проторенному, но, мягко говоря, не отличающемуся глубиной проникновения в суть проблемы, пути.

Мы не будем сводить кашрут к первому описанному опыту построения здоровой диеты – слишком много заведомо вредных для здоровья блюд можно приготовить, ни на йоту не отходя от строжайших требований кашрута. Хотя разумный с точки зрения кулинарии, не в ущерб строгости соблюдения предписаний, учет требований кашрута, несомненно, полезен и для физического здоровья тоже, главные его (кашрута) задачи лежат в других областях, в частности, служат исполнения безусловного требования Торы по четкому и резкому отделению еврейского народа от всех окружающих народов, что прямо противоположно мыслям «быть, как все народы» или «стать нормальным народом» («... святы будьте ибо свят Я, Господь, Бог ваш.», глава Кдошим, книга Ваикра 19:2, аналогично: Ваикра 20:26 ). Также мы не сведем к идее быстрой порчи мяса в жарком климате при отсутствии холодильников указания Торы о сроке употребления в пищу мяса одного из видов жертв (за благополучие): «В день жертвоприношения вашего и в следующий день следует съесть ее, а оставшееся до третьего дня должно быть сожжено на огне» (Кдошим, Ваикра 19:6). Во-первых, использование перца для консервации мяса и изготовление солонины было уже известно. Во-вторых, мясо другого вида жертвы (благодарность) имела еще меньший «гарантийный срок годности» – день жертвоприношения но не до утра следующего дня (Цав, Ваикра 7:15), хотя мясо разных жертв портится в одинаковые сроки. И, в-третьих, когда после входа в Страну было разрешено есть мясо не только от жертв, но и просто резать скот в пищу по своему желанию, «гарантийный срок годности» вообще не был установлен (Реэй, Дварим 12:15 и 12:21).

Мы не будем выдавать евреям патент на изобретение выходного дня после шестидневной рабочей недели – отдых в шаббат евреям был предложен только как следствие ТРЕБОВАНИЯ соблюдения евреями покоя и посвящения времени шаббата Творцу. Да и покой – понятие весьма относительное. Например, таскание всю субботу шкафа вверх и вниз по лестнице шаббат не нарушает – только из подъезда на улицу не нужно шкаф выносить и в квартиру не следует его затаскивать. А вот абсолютно не требующее физических затрат включение света легким прикосновением к сенсорному выключателю в еврейское понятие субботнего покоя ну никак не вписывается. Хотя никто не будет отрицать, что именно появление выходного дня (а затем и двух выходных) у окружающих народов, хотя и довольно позднее, оказалось одним из важнейших факторов, существенно повлиявших на облик нынешней цивилизации и принципиально влияющих на здоровье, сохранение трудоспособности и повышение продолжительности жизни людей. Ну чем не медицинский фактор? Нельзя не заметить, что одним из аспектов еврейского шаббата является желание Изготовителя отделить еврейский народ от всех окружающих народов, так как для совместных экскурсий и пикников трудно найти время среди рабочей недели, а в шаббат евреи не покидают свой населенный пункт.

Еще труднее не свести к чистой медицине законы чистоты семейной жизни (сюда же включим и заповедь обрезания, хотя она находится в другой группе заповедей). Только факт резко уменьшенной по сравнению с любыми другими группами населения частоты гинекологических заболеваний у соблюдающих заповеди замужних еврейских женщин окупает все «неудобства» и «тяготы» соблюдения (естественно, «неудобства» и «тяготы» – это с точки зрения несоблюдающих). Хотя физическое здоровье явно в выигрыше, хотя наиболее продвинутые современные психологи уже дошли до идеи, что чередование двухнедельного сближения супругов и двухнедельного их разделения сказочно влияет на психологический климат в семье, на улучшение интимной жизни и вообще на все аспекты семейных отношений, все-таки медицински-психологический подход к тому сложному явлению, которое мы на корявом русском обозначили как «чистота семейной жизни» (что очень слабо передает смысл ивритского «теарат амишпаха»), даже в малой степени не исчерпывает смысла этого блока заповедей.

[3. И также «цараат» - это не «проказа» и вообще не «обычная болезнь»]

Выведя из рассмотрения триаду кашрута, шаббата и чистоты семейной жизни, мы также выведем из области чистой медицины проблему странного заболевания «цараат» – проказы в принципиально неправильном русском переводе, хотя иного слова в этом великом и могучем языке подобрать не удалось. Странность этого заболевания видна невооруженным глазом. Во-первых, болезнь существовала только при наличии Храма и не встречается при его отсутствии. Современная проказа (лепра) никакого отношения к болезни «цараат» не имеет. Во-вторых, этой странной болезнью болели не только люди, но и одежда, и дома (главы Тазриа и Мецора в книге Ваикра), но не болели животные. Понятно, что болезни с таким ареалом распространения одной медицине лечить не под силу, а создавать «лечебную» бригаду из врача, ткача и строителя можно только в фантастической литературе. И, в-третьих, у евреев всегда была люди со специальностью врача, но Тора требует, чтобы при подозрении на «цараат» человек шел не к врачу, а к коэну (так не хочется переводить это понятие словом «священник»). И коэн не лечил болезнь, а лишь требовал от заболевшего после установления диагноза покинуть стан евреев и периодически осматривал больного до его исцеления (болезнь не заразная, поэтому из факта высылки заболевшего за пределы стана не нужно выводить идею карантина). Да и после исцеления без лечения бывший больной мог жить в стане, общаться с семьей, родными и соседями, но еще семь дней не мог заходить в собственный шатер. Медициной тут и не пахнет. Диагноз заболевшему платью и больному дому тоже устанавливал коэн, причем вещи в заболевшем доме становились духовно нечистыми не с момента обнаружения заболевания дома, а лишь с момента постановки диагноза коэном. Странная, явно не медицинская болезнь.

[4. Действительно медицинские проблемы Торы:
4.1. Этиология болезней: единственной причиной болезния является Бог]

Итак, мы подробно обговорили темы Торы, которые, несмотря на явно присутствующий в них аспект здоровья, не отнесены нами к медицинским темам Торы. А что тогда мы отнесем к этим темам? Мы постараемся выделить четыре чисто медицинских аспекта Торы.

Во-первых, тема причин заболеваний. Единственным этиологическим (причинным) фактором любой болезни Тора называет Творца (интересно, что появившаяся через более, чем 3100 лет после дарования Торы и никак не связанная с иудаизмом гомеопатия единственным этиологическим фактором любой болезни называет «расстройство нематериальной жизненной силы» человека). Было бы заманчиво списать такой подход на неразвитость науки в поколении дарования Торы, на отсутствие знаний о бактериях, вирусах, о влиянии на здоровье человека различных факторов еще не загрязненной тогда окружающей среды. Тогда было бы легко объяснить появление эпидемий, которые свирепствуют в народе «за неисполнение повелений Торы». Действительно, Тора приводит немало угроз появления болезней именно за пренебрежение обязанностями, принятыми евреями к исполнению у горы Синай. Можно легко поверить, что угрозы исполнились («и пошлю на вас ужас, чахотку и горячку...» Бэхукотай, Ваикра 26:16, «...Я пошлю язву в среду вашу...» там же 26:25, «Прилепит Господь к тебе чуму... Поразит тебя Господь чахоткую и лихорадкою, и горячкою, и воспалением...» Таво, Дварим 28:21-22, «Поразит тебя Господь проказою Египетской, и почечуем, и коростую, и чесоткою, от которых ты НЕ СМОЖЕШЬ ИСЦЕЛИТЬСЯ. Поразит тебя Господь сумашествием и слепотою...» там же, Дварим 28:27-28, «Поразит тебя Господь злым вередрм на коленях и на голенях, от которого ты НЕ СМОЖЕШЬ ИСЦЕЛИТЬСЯ...» там же, Дварим 28:35, «... обрушит Господь ... на тебя ... болезни злые и ПОСТОЯННЫЕ.» там же, Дварим 28:59, «... истреблены горячкою и мором лютым ...» Аазину, Дварим 32:24). Но этот простенький подход не может вместить в себя присутствие обещаний Торы об ОТСУТСТВИИ болезней при правильном поведении народа, а таких обещаний в тексте тоже немало («... ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя» – Бэшалах, Шмот 15:26, «И отдалит Господь от тебя всякую болезнь, и никаких зловредных недугов Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя, а наведет их на всех ненавидящих тебя.» Эйкев, Дварим 7:15, «... и отвращу болезнь от среды твоей.» Мишпатим, Шмот 23:25). И Тора приводит отчет именно о второй стороне медали («Одежда твоя не ветшала на тебе и нога твоя не пухла – вот уже сорок лет.» Эйкев, Дварим 8:4). Единственный вывод, который можно сделать из изложенного, заключается в том, что Творец – единственная причина заболевания без видимых причин или его отсутсвия у человека внутри эпидемии – ведь даже в сегодняшние массовые эпидемии гриппа заболевает не более трети класса в школе, а остальные ученики сидят в тех же условиях, что и заболевшие, и вдыхают то же количество вирусов, но не заболевают. «Объяснения» о повышенной устойчивости к заболеваням некоторых человеческих организмов плохо выдерживают критику, так как состав заболевших в следующую волну эпидемии включает как новых больных (из устойчивых), так и уже переболевших (у которых должен быть выработан иммунитет во время предыдущего заболевания). Хотя вопрос профилактики Торой указывается как обязывающий еврея принцип («... и весьма оберегай душу твою...» Ваэтханан, Дварим 4:9, «И очень берегите ваши души…» там же, Дварим 4:15 – обращение и к индивиду, и к народу). Только вот профилактика должна заниматься не только (и не столько) телом, сколько душой. Наш лозунг из предыдущей жизни: «В здоровом теле – здоровый дух» следует, наконец, записать правильно: «При здоровом духе и при правильном поведении тело не заболеет».

[4.2. Настоящим исцелителем также является только Бог]

Во-вторых, интересен вопрос, кто на самом деле исцеляет заболевшего человека. Именно не кто лечит – лечить могут многие и долго, с очень даже переменным успехом или вообще без такогого или даже с ухудшением вплоть до летального исхода. Вопрос в том, кто исцеляет. Тора дает ясный и недвусмысленный ответ: «Я Господь, целитель твой» (Бэшалах, Шмот 15:26). Даже больше – Тора заявляет, что Творец – единственный целитель: «... Я поразил, и Я исцелю, и никто от руки моей не избавляет» (Аазину, Дварим 32:39). То есть врач – не более, чем канал, по которому Творец посылает исцеление от Им же посланной болезни. Но трудно исцелиться, если пренебрегать именно тем каналом, по которому исцеление входит в наш мир – обращением к врачу и следованием его указаниям.

[4.3. Врач имеет религиозное право лечить (поскольку это право проблематично, Тора специально оговаривает его)]

В-третьих, очень важен вопрос о праве врача на лечение больного – вопрос, который в иных культурах просто не может быть поставлен из-за очевидности ответа. Право врача лечить считается аксиомой, а аксиомы не доказываются, они принимаются в качестве элементарных бесспорных базисных понятий. Тора дает особое, специально оговоренное право врачу лечить. В главе «Мишпатим» сказано: «вэрапо ирапэ» (Шмот 21:19). В переводе по приведенным огласовкам это означает: «и совершенно вылечит его», но один из способов комментирования Торы, получения из нее дополнительной информации заключается в прочтении текста с иными огласовками. Тогда это место можно прочитать: «вэрофэ ирапэ», что переводится: «и врач исцелит». Интересен ответ на вопрос о том, зачем понадобилось Торе специально оговаривать право врача лечить. Необходимость этого следует из того, что Тора единственным целителем называет Творца. А раз так, то единственным лекарством должны быть «немедицинские» действия – молитва, раскаяние, цдака, добрые дела. Они и являются лекарством, но Творцу было угодно, чтобы исцеление шло при помощи специального канала (врача) по Им же установленным законам природы. Для этого нужны врачи, алахически установлена обязанность врача лечить обратившегося к нему больного и также алахически установлена обязанность больных обращаться к ним и следовать их указаниям, а не только полагаться на молитву. В известной мере можно провести аналогию между врачеванием и благословением коэнов. В недельной главе «Насо» на коэнов возложена обязанность благословлять народ, скрупулезно оговорены даже формулировки коэнского благословения, а затем вдруг сказано: «Так пусть произносят Имя Мое над сынами Израиля, и Я благословлю их.» (Бемидбар 6:27). Оказывается, вообще не коэны благословляют, они лишь помещают Имя над народом, они лишь – средство передачи благословения, хотя и сказано: «… так БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ сынов Израиля…» (Бемидбар 6:23). Приведем комментарий «Сончино» на эту фразу Торы: «Коэн – не посредник, ему никто не давал полномочий действовать самостоятельно и не в его власти произнести «я благословляю» от своего собственного имени. Всевышний – источник всех благословений и только Он привести их в мир для сынов Израиля, наполнив слова коэнов истинным содержанием и сделав их действенными. Коэны – не посланники, они – канал, через который Всевышний передает Свои благословения.» Именно так и следует понимать работу врача – он не посланник, он – канал, через который Всевышний передает Свои исцерения. Коэны обязаны благословлять, врач обязан лечить, больной обязан лечиться (и молиться), а на самом деле благословения и исцеления приходят от Всевышнего напрямую, без посредников.

Интересно, что врачи – единственные специалисты, получившие право на свою работу непосредственно из Торы. Все остальные специальности получили право на существование из другого стиха Торы. В главе «Берешит» Творец дает повеление человечеству, из которого обычно цитируется лишь начало: «... плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ» (Берешит 1:28). Именно отсюда следует разрешение Творца всему человечеству на развитие науки и технологии. (Несколько особняком стоит профессия учителя – в Торе содержится много указаний на передачу Традиции сыновьям, но рассмотрение этого вопроса выходит за рамки нашей статьи).

Купить цветные контактные линзы в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Харькове, Запорожье - MKL.ua интернет-магазин контактных линз.

[4.4. В Торе примеры борьбы с эпидемиями – без участия врачей]

В-четвертых, интересны случаи лечения методами «нетрадиционной медицины» – успешной борьбы с эпидемиями без участия врачей. По этой теме приведем лишь два примера.

В одном случае (Корах, Бэмидбар 17:11-15), после наказания Кораха, народ начал выступать против Моше. Естественно, началась эпидемия (мор), причем с мгновенным заболеванием без инкубационного периода, с немедленным летальным исходом и неясными путями сверхбыстрой передачи заразы. Известно только, что мгновенно умершие стояли тесной группой, смерть распространялась от мертвых к живым, сохраняя границу между живыми и умершими (и это – в случайным образом собранной толпе) и выбранное лечение состояло во внесении Аароном совка с огнем и набором трав для воскурения всего лишь в одну точку между живыми и мертвыми при неясном периметре контакта этих двух групп. При всей фантастичности и болезни, и лечения, успех был достигнут, мор прекратился столь же быстро, как и начался.

Во втором случае (Хуккат, Бэмидбар 21:5-9), на народ напали змеи, жалили людей и многие ужаленные скончались. Антидотом по указанию Творца было выбрано медное ИЗОБРАЖЕНИЕ змея (змеи), закрепленное на деревянном шесте. Ужаленному было достаточно ВЗГЛЯНУТЬ на это медное изображение и смерть отступала.

Отсюда следует вывод, что при любых успехах медицины решение вопроса о выздоровлении, об успехе лечения, останется в руках Творца, который неплохо может лечить и без помощи врачей, но при этом ОБЯЗЫВАЕТ еврея в случае заболевания обращаться к врачу и выполнять его предписания, врача же обязывает лечить обратившегося к нему больного и в большинстве случаев посылает исцеление именно при посредстве врача.