Малая Еврейская Антология Перевод Фримы Гурфинкель |
---|
[Предисловие]
[Когда прожить шесть добрых лет, теперь или в конце своих дней?]
[Корова раби Эл'азара, сына Азарьи]
[Праведники и злодеи]
[Случай с раби Эл'азаром, сыном раби Шим'она, которому повстречался человек чрезвычайно уродливый]
[Торнос Рофос и раби Акива]
[Раби Ишмаэль и раби Акива - Он поразил, а вы исцеляете?! ]
[Пьяница и его благочестивый сын]
[Ученики раби Ханины и астролог]
"...нечестивым зубы сломал Ты" (Псалмы 3, 8).
"От Моей руки было сие вам, - с печалью вы ляжете" (Йешаяhу 50,11).
"Также сие против сего содеял Б-г" (Коhэлет 7, 14)
[Про корову, которая не хотела работать в Субботу]
[раби Йоханан бен Закай и его ученики]
"Жену радивую кто найдет" (Притчи 31, 10). [Смерть сыновей р. Меира]
[Накдимон бен Гурион и дождь]
[Раби Акива]
[Милостыня спасает от смерти. Дочь р.Акивы]
[Раби Ханина бен Доса и змей]
[Предисловие]
В широком смысле слова "Агада" (сказание) представляет собой повествовательную часть устного Учения, по своему содержанию она продолжает повествовательно-этическую линию ТаНаХа, с образами и стихами которого она тесно связана. Под словом "агада" или "мидраш" понимают, с одной стороны, особый подход и метод аллегорического истолкования стихов Писания, а с другой стороны, сложившийся жанр древнейшего рассказа, притчи или афоризма, со свойственной им поэтичностью, которые содержатся в Талмуде Вавилонском и Иерусалимском и в сборниках мидрашим.
Агада - это своеобразная летопись исторической и духовной жизни народа. Для нее характерно стремление осмыслить древнейшие события, начиная с периода ТаНаХа, наложившие отпечаток на последующие века еврейской истории. При этом границы времени и места нередко стираются, и прошлое предстает в облачении настоящего. К описаниям древних событий с их действующими лицами присоединяется недавнее прошлое, его трагедии, будни и надежды. Рассказы о знаменитых мудрецах Мишны и Талмуда и о безымянных героях духа, их современниках, неизменно противостоят примерам духовного падения. В Агаде противоборствуют добро и зло, истина и ложь, преходящее и вечное.
Издавна Агада привлекала сердца человеческие, вела к познанию Творца и внушала любовь к Нему, учила ходить Его путями. По словам исследователя древней еврейской литературы Йом-Това Липмана Цунца, Агада приближает Небо к людям и в то же время поднимает их, чтобы приблизить к Небу.
На протяжении более чем тысячи лет формировалась богатейшая сокровищница рассказа-притчи. Она отражает внутренний мир народа, его верования, идеалы и убеждения, тревоги и надежды. Нет ни одной теологической, этической или национальной проблемы, которую не затронула бы Агада. Из сотен и тысяч произведений этого жанра, столь разнообразных по своему содержанию и форме, мы выбрали всего лишь несколько, сознавая при этом, что по такой капле не составить представления о море Агады.
* * *[Когда прожить шесть добрых лет, теперь или в конце своих дней?]
Случай с одним благочестивым, который разорился,- а жена у него была добронравна, - после всего стал он наемным работником. Однажды, когда он пахал в поле, повстречался ему Элияhу в облике араба. Сказал ему: "У тебя есть шесть добрых лет. Когда желаешь их (прожить), теперь или в конце своих дней?" Сказал ему: "Ты (верно) колдун. Мне нечего дать тебе, оставь же меня с миром". Так возвращался к нему трижды. На третий раз сказал ему: "Пойду и посоветуюсь с женой". Пошел он к жене и сказал ей: "Некто потревожил меня уже три раза, говоря мне: "У тебя есть шесть добрых лет. Когда желаешь их (прожить), теперь или в конце своих дней?" Сказал ей: "Что скажешь ты?" Сказала она ему: "Иди и скажи ему: "Доставь их теперь". Пошел он и сказал ему: "Иди, доставь их теперь!" Сказал ему: "Иди домой. Еще не дойдя до ворот своего двора, увидишь, что благословение пребывает в доме твоем". (В ту пору) дети его сидели, копаясь в песке, и нашли клад, (которого хватало), чтобы прокормиться на протяжении шести лет. Они (тотчас) позвали мать. И не успел еще тот благочестивый дойти до ворот, как жена вышла ему навстречу и известила его. Тотчас воздал он благодарение Святому, благословен Он, и успокоился.
Что сделала его добронравная жена? Сказала она ему: "Как бы то ни было, Святой, благословен Он, уже отличил нас милостью и дал нам пропитания на шесть лет. Станем же заниматься благодеяниями на протяжении этих лет, быть может, Святой, благословен Он, прибавит нам из Ему принадлежащего". Так она и сделала. Обо всем, что давала она изо дня в день, говорила младшему сыну: "Записывай все, что даем". И он делал так.
По прошествии шести лет пришел Элияhу и сказал ему: "Настала пора взять у тебя то, что я дал тебе". Сказал он ему: "Когда я брал, я взял не иначе как с согласия моей жены. Также и когда возвращать мне, я возвращу не иначе как с согласия моей жены". Пошел он к ней и сказал: "Вот уже явился тот старик, чтобы забрать свое". Сказала она ему: "Иди и скажи ему: "Если нашел ты людей более надежных, чем мы, отдай им данное тобой на хранение..."
(Благосклонно) взглянул Святой, благословен Он, на их речи и на благодеяния, ими содеянные, и прибавил им блага сверх блага, в исполнение сказанного: "И будет деянием милости мир" (Йешаяhу 32,17).
(Йалкут Шим'они, Рут 4)* * *Корова раби Эл'азара, сына Азарьи
Корова раби Эл'азара, сына Азарьи, выходила (в субботу) с ремешком меж рог к неудовольствию мудрецов.
Корова раби Эл'азара, сына Азарьи? Но разве у него была одна корова? Ведь Рав сказал: "Ежегодно раби Эл'азар, сын Азарьи, в качестве десятины отделял от своего стада двенадцать тысяч тельцов"! (Мудрецы) учили: не ему принадлежала (та корова), а его соседке. Однако, потому что он о своем несогласии не заявлял, названа была его (коровой).
* * *[Праведники и злодеи]
Сказал раби Аха, сын раби Ханины: "Никогда не бывало, чтобы доброе изречено было Святым, благословен Он, и Он бы решил на иное, за исключением одного (случая), как сказано: "И сказал Господь ему: Пройди по городу, по Йерушалаиму, и поставь знак на лбах людей, что стонут и вопят от всех мерзостей, совершаемых в нем" (Йехезкель 9,4). Святой, благословен Он, сказал Гавриэлю: "Иди и начертай на лбах праведников знак чернильный, чтоб над ними не властвовали ангелы-разрушители, а на лбах грешников - знак кровавый, чтоб над ними властвовали ангелы-разрушители". Сказало Правосудие пред Святым, благословен Он: "Властелин мира! Чем те отличаются от этих?" Сказал Он: "Эти - совершенные праведники, а эти - преступники законченные". Сказало пред Ним (Правосудие): "Властелин мира! Они возражать могли, но не возражали". Сказал Он: "Открыто и известно предо Мною, что, если бы возражали, (все равно их возражений) не примут". Сказало пред Ним (Правосудие): "Властелин мира, если пред Тобою открыто, то что открыто им?" И к этому относится сказанное: "Старца, юношу и девственницу, и малых детей и жен убивайте пагубой, а ко всякому, на ком знак, не подступите; и от Святилища Моего начинайте" (там же 9, 6). И сказано: "И начали с мужей-старцев, которые пред Домом". Учил рав Йосеф: "Вместо "мимикдаши", от Моего Святилища, читай "мимекудашай" - это люди, которые исполняли Тору от "алеф" до "тав".
(Шабат 54 и 55)* * *[Случай с раби Эл'азаром, сыном раби Шим'она, которому повстречался человек чрезвычайно уродливый]
Мудрецы учили: "Человеку (в его отношении к людям) всегда надлежит быть мягким, как камыш, а не твердым, как кедр".
Однажды произошел такой случай с раби Эл'азаром, сыном раби Шим'она. Он возвращался из Мигдал-Эдера от своего учителя. Неспеша ехал он на осле вдоль берега реки, и радость переполняла его, и был он чрезвычайно горд тем, что добился больших успехов в учении. Повстречался ему на пути человек чрезвычайно уродливый. Сказал ему (этот случайный встречный): "Мир тебе, учитель!" Но тот не ответил (на приветствие), а только бросил пренебрежительно: "О, как безобразен этот человек! Может, все жители твоего города так же безобразны, как ты?"
Сказал ему: "Что же мне остается делать! Иди к ремесленнику, который меня изготовил, и скажи ему: "Как безобразен сосуд, тобой изготовленный!"
Тотчас понял раби Эл'азар, сын раби Шим'она, что согрешил. Спустился он с осла на землю, поклонился (прохожему) и сказал: "Я виноват пред тобой! Прости меня!" Отвечал тот: "Не прощу, пока не пойдешь к ремесленнику, меня изготовившему, и не скажешь: "Как безобразен сосуд, изготовленный тобой!"
Шел за ним, пока не достигли города. Вышли жители города ему навстречу и стали приветствовать: "Мир тебе, учитель, учитель!" Сказал им: "Кого это вы называете учителем?" Сказали ему: "Того, кто идет вслед за тобой". Сказал им: "Если это учитель (раби), пусть не будет много таких (ал ирбу) в Исраэле!" Сказал им: "Так-то и так-то поступил он со мной". Сказали ему: "И все же, прости ему, ведь он велик в Учении". Сказал им: "Ради вас прощаю, но при условии, что не будет больше так поступать".
Тотчас вошел раби Эл'азар, сын раби Шим'она, в учебный дом и стал учить: "Человеку всегда надлежит быть мягким, как камыш, а не твердым, как кедр".
(Таанит 20)* * *[Торнос Рофос и раби Акива]
Мы учили, что раби Меир, бывало, говорил: "Противная сторона, возражая тебе, может сказать: "Если ваш Б-г любит бедных, почему Он не доставляет им средств к существованию?" Скажи ему: "Чтобы нам благодаря им спастись от ада".
Такой вопрос Торнос Рофос задал раби Акиве: "Если ваш Б-г любит бедных, почему Он не доставляет им средств к существованию?" Сказал ему: "Чтобы нам благодаря им спастись от ада". Сказал ему: "Напротив, этим ад заслуживают. Приведу тебе притчу. С чем такое сравнимо? Царь земной разгневался на своего раба и заключил его в тюрьму и дал повеление относительно его, чтоб не кормили его и не поили. И вот некто пошел и накормил его и напоил. Услышав (о том), неужели царь на него не разгневается? Вы же зоветесь рабами, как сказано: "Ибо Мне сыны Исраэля рабы" (И воззвал 25,55). Сказал ему раби Акива: "Приведу тебе притчу. С чем такое сравнимо? Царь земной разгневался на своего сына и заключил его в тюрьму и дал повеление относительно его, чтоб не кормили его и не поили. И вот некто пошел и накормил его и напоил. Услышав (о таком), неужели царь не пошлет ему дар? Мы же зовемся сынами, как сказано: "Сыны вы Господу, Б-гу вашему" (Речи 14,1). Сказал ему: "Вы зоветесь сынами и зоветесь рабами. Когда исполняете волю Вездесущего, зоветесь сынами, когда же не выполняете воли Вездесущего, зоветесь рабами. И ныне вы воли Вездесущего не выполняете". Сказал ему: "Вот сказано: "Чтоб ты преломил для голодного хлеб твой и бедняков гонимых ввел в дом" (Йешаяhу 58,7). Когда "бедняков гонимых ввел в дом"? Ныне, ведь сказано: "Чтоб ты преломил для голодного хлеб твой".
(Бава батра 10а)* * *[Раби Ишмаэль и раби Акива - Он поразил, а вы исцеляете?! ]
Случай с раби Ишмаэлем и раби Акивой, которые шли по улицам Йерушалаима, и был с ними еще один человек. Повстречался им на пути больной. Сказал им: "Учители мои! Скажите мне, чем мне исцелиться?" Сказали они ему: "Принимай то-то и то-то, пока не исцелишься". Сказал им человек, что был с ними: "Но кто поразил его болезнью?" Сказали ему: "Святой, благословен Он". Сказал им: "Вы же вмешиваетесь не в свое дело: Он поразил, а вы исцеляете?!" Сказали ему: "Чем ты занимаешься?" Сказал им: "Я земледелец, вот и серп у меня в руке". Сказали ему: "Кто сотворил виноградник?" Сказал им: "Святой, благословен Он". Сказали ему: "Ты же вмешиваешься не в свое дело: Он сотворил его, а ты ешь его плоды!" Сказал им: "Неужели не видите серп у меня в руке? Если бы я не выходил, чтобы вскапывать его, корчевать шипы, удобрять и пропалывать, он бы (плодов) не приносил". Сказали ему: "Глупец из глупцов! Неужели не слышал ты, что написано: "Человек, травам подобны его дни" (Псалмы 103,15). - Дерево без удобрения, прополки и окапывания не растет, а если уже выросло, но не напиться ему воды, оно нежизнеспособно и погибает. Так и тело человеческое - дерево, удобрение - целебное снадобье, земледелец - лекарь!"
(Мидраш Шемуэль 4)* * *[Пьяница и его благочестивый сын]
Был (некогда) один благочестивый, а отец его пил вино чрезмерно. И всякий раз, когда он падал посреди улицы, собирались юнцы и бросали в него камнями и комьями земли и кричали ему вслед: "Смотрите, пьяница!" При виде (всего этого) благочестивый сын не мог снести позора и желал для себя смерти. Изо дня в день говорил он ему: "Отец! Я позабочусь о том, чтоб тебе доставляли домой от всякого вина, какое продается в городе, лишь бы ты не ходил пить в кабак. Ведь ты позор навлекаешь и на меня, и на себя". Так говорил он ему и один, и два раза во всякий день, пока отец не сказал ему, что не пойдет больше пить в кабак. Ежедневно и еженощно приготовлял тот благочестивый для своего отца еду и напитки и укладывал его спать в его постель, а затем уходил.
Однажды шел дождь. Благочестивый вышел на улицу и пошел в синагогу молиться. Увидел он пьяного. Вот он лежит посреди улицы, а из (сточной) канавы на него льется вода, и юнцы и подростки бросают в него камнями и комьями земли, и глиной залепляют ему лицо и рот. Видя такое, благочестивый сказал себе: "Пойду-ка к отцу и приведу его сюда и покажу ему этого пьяницу и то, как позорят его юнцы и подростки. Быть может, воздержится пить в кабаке допьяна". Так он и сделал: привел (отца) туда и показал ему. Что сделал его престарелый отец? Подошел к пьяному и спросил у него, в каком кабаке тот пил вино, от которого опьянел.
(Танхума Шемини)* * *[Ученики раби Ханины и астролог]
Два ученика раби Ханины пошли рубить деревья. Увидел их некий астролог и сказал: "Вот эти двое выйдут, но не вернутся". Когда они вышли, повстречался им какой-то старик. Сказал он им: "Обретите заслугу со мной (т.е. подайте милостыню)! Вот уже три дня как я ничего не ел". Был у них один каравай хлеба, они разрезали его пополам и дали ему. (Старик) поел и стал молиться о них и сказал им: "Как вы сохранили сегодня душу мою, так да будет сохранена сегодня ваша душа!" Пошли они с миром и вернулись с миром. И были там люди, слышавшие (астролога). Сказали они ему: "Не так ли ты говорил: "Вот эти двое выйдут, но не вернутся"? Сказали они: "Вот сидит лжец, и его астрология - ложь!" Но все же пошли и стали выяснять и нашли змею: половина ее в одной вязке (дров), а вторая половина в другой. Сказали: "Что доброго содеяли вы сегодня?" Рассказали им о том случае. Сказал (астролог): "Что поделаешь, если Б-га иудеев умиротворить можно половиной каравая!"
(Йерушалми Шабат 6, 9)* * *"...нечестивым зубы сломал Ты" (Псалмы 3, 8).
Притча: два человека находились в пути, один из них праведный, другой - нечестивый. Однажды подошли они к заезжему двору и сказали друг другу: "Давай войдем и пообедаем здесь". Когда вошли, нечестивый увидел в трактире всевозможные яства: и рыбу, и говяжье мясо, и баранину, и оленину, и птицу, и всякие лакомые блюда. Сказал нечестивый праведному: "Зачем нам платить? Пообедаем даром!" Возразил ему праведный: "Разве этот трактир сегодня открыли? Если бы он открылся сегодня, мы могли бы снять пробу (потому что в день открытия гостей угощают бесплатно)".
Сели они каждый за отдельный стол. Нечестивый сказал хозяину: "Принеси-ка мне перепелов, принеси старого вина, принеси мне от всего, что есть". А праведник сказал хозяину так: "Дай мне миску чечевицы и булку и два куска мяса". Сидели они и посмеивались друг над другом. Нечестивый насмехался над праведным, говоря: "Смотрите на этого глупца! Все лакомства и яства пред ним, а он ест чечевицу!" И праведный тоже посмеивался над нечестивым: "Вот он ест от всех изысканных кушаний, а потом ему зубы сломают".
Наконец сказал праведный (хозяину): "Дай мне два стакана вина (один для трапезы, а другой для благословения)". Тот дал ему, и он совершил благословение и поднялся. Сказал ему хозяин: "Рассчитайся со мной за съеденное тобою - за булку и миску чечевицы, и два куска мяса, и два стакана вина". Сказал ему: "Сколько с меня причитается?" Сказал ему: "Два гроша!" Сказал ему: "Вот, пожалуйста". Взял и сказал ему: "Иди с миром!" А нечестивый тоже собрался уходить. Сказал хозяин нечестивому: "Расплатись со мной!" Сказал ему: "А что я съел? Вот только одну булку". Сказал ему: "Ты съел две!" - "И вот еще пару яиц я съел". Сказал ему: "Ты съел пять яиц!" А тот (нечестивый) сказал: "Нет, я столько не ел!" Стали его избивать и сломали ему зубы. О том сказано: "...нечестивым зубы сломал Ты".
Нечестивые говорят так: "Откуда знать Б-гу" (Псалмы 73, 11), а праведные говорят: "Когда нет еще слова на моем языке, Ты, Господи, знаешь его" (там же 139,4).
(Шохар тов 4)* * *"От Моей руки было сие вам, - с печалью вы ляжете" (Йешаяhу 50,11).
Сказал раби Пинхас от имени раби Реувена: "Притча. С чем такое сравнимо? Царь устроил пир и пригласил к себе гостей. И приказал царь, и сказал: "Каждый пусть принесет то, на чем сидеть будет!" Кто принес ковры, кто принес циновки, кто принес подушки и перины, кто принес стулья, кто принес поленья, а кто принес камни. Царь окинул (их) взглядом и сказал: "Каждый пусть сидит на том, что принес". Сидящие на поленьях и камнях выражали недовольство царем и говорили: "Неужели достойно царя, чтобы мы сидели на поленьях и камнях?" Услышав такое, царь сказал им: "Мало того, что поленьями и камнями вы обезобразили мой дворец, на который мной немало израсходовано, но вы еще и дерзко ведете себя и выдвигаете против меня обвинения! Не другие оказывают вам почести, но вы сами себе".
Так в грядущем преступные осуждаются на ад, и они выражают недовольство Святым, благословен Он: "Ведь мы надеялись на спасение, Им ниспосланное! И чтоб такое постигло нас!" Говорит им Святой, благословен Он: "В мире, в котором вы пребывали, не вы ли зачинщиками раздора и злоязычниками и носителями всех зол были? Не вы ли спорщиками и грабителями были? "Вот все вы разжигатели огня, опоясывающие искрами" (там же). Поэтому вы идете "в пламени огня своего и в искрах, что разожгли". А если скажете, что "от Моей руки было сие вам", - нет, это вы сами содеяли, от вашей руки было сие вам. Потому "с печалью вы ляжете".
(Коhэлет раба 3)* * *"Также сие против сего содеял Б-г" (Коhэлет 7, 14).
Святой, благословен Он, сотворил весь мир парным: одно вместо другого, и одно против другого, - тем самым давая знать, что у всего имеется соучастник и имеется замена, а при отсутствии одного не было бы другого. Без смерти не было бы жизни, а без жизни не было бы смерти; без мира не было бы зла, а без зла не было бы мира. Будь все люди глупцами, незаметным было бы, что они глупы, а если бы все люди были мудрецами, незаметным было бы, что они мудры. Не будь бедняков, богатые не выделялись бы, и не будь богачей, не выделялись бы бедняки. Он сотворил миловидность и сотворил уродство, мужчин и женщин, огонь и воду, металл и дерево, свет и мрак, зной и стужу, еду и голод, питье и жажду, море и сушу, действие и безделье, тревогу и умиротворенность, смех и плач, исцеление и болезнь. Если нет чистоты, нет скверны, а если нет скверны, нет чистоты; если нет праведника, нет преступника, а если нет преступника, нет праведника. (Все это) чтобы возвестить о могуществе Святого, благословен Он, Который сотворил все парным и сообщным, и у всего есть замена, - за исключением Святого, благословен Он, Который один, и нет при Нем второго.
(Мидраш Темура)* * *[Про корову, которая не хотела работать в Субботу]
Случай с благочестивым, у которого была одна корова для пахоты. Спустя некоторое время тот благочестивый разорился и продал свою корову иноверцу. (Новый владелец коровы) пахал на ней на протяжении шести дней будничных. В субботу вывел ее пахать, но она легла на землю под своим ярмом, не желая работать. И сколько ни бил ее, она с места не сдвинулась. Видя такое, пошел он к тому благочестивому и сказал ему: "Иди, забирай свою корову! Шесть дней я на ней работал, а в субботу, когда я вывел ее в поле, она легла на землю под своим ярмом, не желая делать никакую работу. И сколько я ни бил ее , она с места не сдвинулась!"
Коль скоро сказал ему это, благочестивый понял, почему (корова) не работает, ведь она была приучена отдыхать в субботу. Сказал благочестивый: "Пойдем, и я подниму ее и заставлю пахать". Подойдя к ней, сказал ей на ухо: "Корова, корова! Когда ты принадлежала мне, ты в субботу отдыхала. Теперь же, когда из-за грехов моих мне пришлось продать тебя иноверцу, прошу тебя, встань и выполняй волю твоего хозяина!" Тотчас (корова) поднялась и готова была работать.
Сказал иноверец тому благочестивому: "Не оставлю тебя в покое, пока не скажешь мне, что ты сделал ей и что сказал ей на ухо! Может, ты ее заколдовал!" Сказал ему благочестивый: "Так-то и так-то сказал я ей". Услышав такое, иноверец пришел в замешательство и трепет, и сделал он вывод применительно к себе и сказал: "Если эта (скотина), лишенная дара речи и разума и понимания, признала своего Творца, я, кого Святой, благословен Он, сотворил по образу Своему и подобию и наделил разумом и пониманием, - неужели не признаю моего Творца!"
Без промедления пошел он и принял иудейство и удостоился изучать Тору, и ему наречено было имя раби Йоханан бен Торта (Коровий сын).
(Песикта рабати 14)* * *[раби Йоханан бен Закай и его ученики]
Когда заболел раби Йоханан бен Закай, ученики пришли навестить его и застали его плачущим. Сказали ему: "Учитель наш! Светоч Исраэля, опорный столп, могучий молот! Отчего ты плачешь?" Сказал он им: "Если бы меня вели к царю (смертному из) плоти и крови, который сегодня здесь, а завтра в могиле, и если он разгневается на меня, его гнев не вечен, если в темницу меня заточит, то заточение не вечно, если он умертвит меня, то не навеки, и (к тому же) я мог бы уговорить его или подкупить, - и все же я бы страшился. А ныне меня ведут, чтобы мне предстать пред Царем над царями, Святым, благословен Он, Кто жив и сущ во веки веков. Если Он разгневается на меня, Его гнев вечен, если меня заточит, заточение вечно, если меня умертвит, эта смерть навеки, и я не смогу ни подкупить Его, ни уговорить. И более того, два пути предо мною: один ведет в преисподнюю, другой - в сад Эденский, и не знаю, по какому из них поведут меня. Как же мне не плакать!"
Сказали ему ученики: "Учитель! Благослови нас!" Сказал он им: "Да будет воля Его на то, чтоб вы страшились Небес, как страшитесь (смертных из) плоти и крови". Сказали ему: "Учитель! Лишь настолько?!" Сказал он им: "Дай-то Б-г! Ведь когда человек преступление совершает тайком, он думает, что его никто не видит". Умирая сказал им: "Уберите вещи от нечистоты и приготовьте место для Хизкияhу, царя Йеhуды, который сюда идет".
(Берахот 23б)* * *"Жену радивую кто найдет" (Притчи 31, 10). [Смерть сыновей р. Меира]
В одну из суббот под вечер, когда раби Меир был в учебном доме, умерли оба его сына. Как поступила их мать? Положила их рядом на постель и прикрыла простыней. На исходе субботы раби Меир вернулся домой из учебного дома. Сказал ей: "Где сыновья?" Сказала ему: "В учебный дом ушли". Сказал ей: "Я ждал в учебном доме, но не видел их". Она подала ему чашу (с вином) для hАвдалы, и он совершил hАвдалу. И вновь сказал он ей: "Где оба сына?" Сказала ему: "Пошли туда-то и скоро вернутся". Подала ему еду. Когда он поел, сказала ему: "Учитель! Хочу задать тебе один вопрос". Сказал ей: "Спрашивай". Сказала ему: "Учитель! До наступления дня (субботнего) пришел ко мне один человек и дал мне вещь на хранение. А теперь он пришел забрать ее. Возвратить ему или нет?" Сказал ей: "Дочь моя! Кому дана вещь на хранение, разве не обязан возвратить ее владельцу?!" Сказала ему: "Без твоего ведома я бы не возвратила". Как поступила она? Взяла его за руку и повела наверх в комнату и подвела к постели. Откинула простыню, и он увидел, что оба мертвы. Стал он рыдать, причитая: "Сыновья мои, сыновья! Учители, учители мои! Сыновья по рождению и учители, светившие мне своим учением!" Тогда она сказала ему: "Учитель! Не ты ли сказал мне, что мы обязаны возвратить владельцу вещь, данную на хранение. Так "Господь дал, и Господь взял, да будет Имя Господа благословенно" (Иов 1, 21).
Сказал раби Ханина: "Этим его утешила, и он пришел в себя. К такому относится сказанное: "Жену радивую кто найдет".
(Йалкут Шим'они 35)* * *[Накдимон бен Гурион и дождь]
Мудрецы учили: однажды, когда все сыны Исраэля совершали восхождение в Йерушалаим (в праздник), не нашлось для них воды питьевой. Пошел Накдимон бен Гурион к одному вельможе (чужеземцу) и сказал ему: "Дай мне в долг двенадцать колодцев воды для паломников, и я возвращу тебе двенадцать колодцев воды. А если не смогу возвратить, то дам тебе двенадцать талантов серебра". И тот (вельможа) назначил ему срок. Когда срок наступил, а дождей не было, послал (сказать Накдимону): "Доставь мне либо воду, либо деньги, которые ты мне задолжал!" Послал (сказать) ему: "У меня есть еще время до конца дня". В полдень (вельможа) послал (сказать) ему: "Доставь мне воду или деньги, которые ты мне задолжал". Послал (сказать) ему: "У меня есть еще время до конца дня". Под вечер послал (сказать) ему: "Доставь мне воду или деньги, которые ты мне задолжал!" Послал он (сказать) ему: "У меня есть еще время до конца дня". Стал насмехаться над ним тот вельможа, говоря: "Целый год не было дождей, а теперь выпадут?!" Довольный отправился он в купальню.
Когда тот господин довольный вошел в купальню, Накдимон опечаленный вошел в Храм. Облачившись (в талит), стал молиться. Сказал он пред Ним: "Властелин мира! Известно и открыто пред Тобою, что не во славу мне поступил я так и не во славу отчему дому, но во славу Тебе я так поступил, чтоб была вода для паломников". Тотчас небо затянулось тучами, и хлынул дождь, и двенадцать колодцев переполнились.
Когда выходил господин из купальни, Накдимон бен Гурион вышел из Храма. При встрече сказал (Накдимон): "Дай мне плату за излишек воды, который ты получил". Сказал ему: "Знаю, что Пресвятой мир Свой сотряс ради тебя. И все же есть у меня предлог взыскать с тебя мои деньги. Ведь солнце уже зашло, а дождь, что шел, он уже в моем распоряжении". (Накдимон) возвратился и вошел в Храм, облачился (в талит) и стал молиться. Сказал он пред Ним: "Властелин мира! Дай знать, что есть Тобою любимые в мире Твоем!" Тотчас тучи рассеялись и показалось солнце. Тогда сказал ему господин: "Если б солнце не вышло, у меня был бы предлог взыскать с тебя мои деньги!"
Учил (мудрец): "Не Накдимон его имя, а Буни. Почему же он назван Накдимоном? Потому что солнце взошло ради него преждевременно (никдема)".
(Таанит 19-20)* * *[Раби Акива]
Раби Акива служил пастухом у бен Калба Савуа. Увидела дочь (хозяина), что он человек скромный и достойный. Сказала ему: "Если обручусь с тобой, пойдешь ли в дом учителя (заниматься Учением)?" Сказал ей: "Да". Она обручилась с ним тайно и послала (учиться). Узнав о том, отец выгнал ее из дому и лишил всех прав на имущество.
Пошел (раби Акива) и пробыл двенадцать лет в доме учителя, а когда возвращался оттуда, вел за собой двенадцать тысяч учеников. Он услышал, как некий старик говорил (его жене): "До каких пор тебе вдовствовать при живом (муже)!" Сказала она (в ответ): "Если б меня он послушал, то пробыл еще двенадцать лет (в доме учения)". Сказал (раби Акива): "С ее дозволения так поступаю". Пошел он и провел еще двенадцать лет в доме учителя, а когда возвращался, вел за собой двадцать четыре тысячи учеников. Услышала о том его жена и вышла ему навстречу. Сказали ей соседки: "Взяла бы на время платье и облачилась бы в него!" Сказала она им: "Знает праведный душу скотины своей" (Притчи 12, 10). Приблизившись к нему, пала ниц и поцеловала его ноги. Стали отталкивать ее ученики, служившие (раби Акиве). Сказал он им: "Оставьте ее! Мое и ваше (учение) ей принадлежит!"
(В то время) услышал ее отец, что в город пришел великий человек. Сказал он: "Пойду к нему. Быть может, снимет с меня зарок". Пришел он к нему. Сказал ему (раби Акива): "Зная, что будет он мужем великим (в Учении), стал бы ты зарекаться?" Сказал ему: "Знал бы он хоть одну главу, хоть один закон..." Сказал ему: "Это я". Пал ниц (Калба Савуа), поцеловал ему ноги и отдал половину своего достояния.
Дочь раби Акивы поступила так же с бен Азаем. О таком говорят: "Овца за овцой следует, по примеру матери и дочь поступает". (Жену раби Акивы звали Рахелью, а "рахель" означает "овца".)
(Кетубот 62-63)* * *[Милостыня спасает от смерти. Дочь р.Акивы]
У раби Акивы была дочь. Сказали ему звездочеты: "В тот день, когда вступит под свадебный балдахин, ее ужалит змея, и она умрет". Ее это очень тревожило. В день (свадьбы) она вынула заколку и вонзила в стену (у себя за спиной), и заколка попала в глаз змеи. Утром, когда извлекли заколку, на ней оказалась змея. Сказал ей отец: "Что ты сделала (благодаря чему была спасена от смерти)?" Сказала ему: "Вечером пришел нищий и постучал в дверь. Все были заняты трапезой, и никто не услышал. Я поднялась, взяла мою долю, которую ты мне принес, и отдала ему". Сказал он ей: "Заповедь ты исполнила (и тем спаслась)".
Раби Акива вышел и толковал: "И милостыня спасает от смерти" (Притчи 10, 2) - не только от смерти насильственной, но от смерти как таковой".
(Шабат 156 б)* * *[Раби Ханина бен Доса и змей]
В одном месте появился аспид, причинявший много вреда людям. Сообщили о том раби Ханине бен Доса. Сказал он им: "Покажите мне его нору". Показали ему нору, и он своей пятой закрыл отверстие. Вышел (аспид) и ужалил его, и умер аспид. Положил он его себе на плечо и принес в дом учения. Сказал он (своим ученикам): "Смотрите, мои сыновья! Не аспид умерщвляет, а грех умерщвляет".
С тех пор стали говорить: "Беда человеку, если с ним повстречался аспид, и беда аспиду, если с ним повстречался раби Ханина бен Доса".
(Берахот 33 а)