Малая Еврейская Антология
Перевод Фримы Гурфинкель
К оглавлению

РАБИ МОШЕ БЕН НАХМАН
(НАХМАНИД, РаМбаН)
(1194, Герона - 1270, Акко)

ИЗ ДРАШИ К НОВОЛЕТИЮ

РаМбаН, один из великих еврейских мудрецов средневековья, известен разносторонностью своих дарований и занятий. Он прославился как раввин, философ и кабалист, толкователь священных Писаний, поэт и врач. В Героне РаМбаН возглавлял ешиву, которая воспитала выдающихся знатоков закона следующего поколения. Вероятно, после смерти раби Йоны Геронди в 1264 г. РаМбаН стал главным раввином Каталонии. Велико было его влияние на общественную и духовную жизнь евреев. Известно также, что король Хайме I держал с ним совет.

В 1263 г. РаМбаН вынужден был принять участие в публичном диспуте в Барселоне с выкрестом Пабло Христиани. Диспут, проходивший в присутствии короля и глав доминиканского и францисканского орденов, завершился победой РаМбаНа, и король наградил его за достойную защиту своей веры. РаМбаН наглядно показал, насколько христологические толкования далеки от прямого смысла священных Писаний, и также доказал полное невежество христианских участников диспута во всем, что касается устного Учения евреев.

В апреле 1265 г. монахи, инициаторы диспута, привлекли РаМбаНа к суду за письменные оскорбления христианства, хотя в своем выступлении он пользовался свободой слова, предоставленной ему королем. Суд был отложен, но опасность не миновала. С большим трудом РаМбаНу удалось бежать из Испании. Летом 1267 г. он достиг Акко, а в девятый день элула прибыл в Иерусалим, где в то время проживало лишь несколько евреев. Описание бедственного положения в городе содержится в известном письме к сыну. РаМбаН собрал вокруг себя небольшую общину, построил синагогу и, вероятно, создал ешиву. В 1268 г. он возвращается в Акко. "Драша к Новолетию" была произнесена им в Акко в 1269 г., в последний год его жизни.

Восхождение РаМбаНа на землю Исраэля воплотило в себе его особое отношение к этой земле и к заповеди жить на ней, которая, по его мнению, распространяется на каждого еврея во все времена. К этому вопросу он неоднократно возвращается в своих трудах.

Перу РаМбаНа принадлежат толкования к Талмуду, семь монографий в области закона и ответы на вопросы. В своем подходе к Талмуду он совмещает испанскую школу с французской и прованской и устанавливает новые формы учения в ешивах Испании: изучение Талмуда как самостоятельной дисциплины, а не только с целью выяснения конкретного закона. РаМбаН уделяет внимание методологии Талмуда, формулировке основополагающих принципов и рассмотрению центральных вопросов закона.

Над толкованиями к Торе РаМбаН трудился в Испании, позднее, уже находясь на земле Исраэля, он внес в них некоторые дополнения. В отличие от предшественников он стремился выяснить связь между частями текста, проникая в их смысл. Он пользуется приемами филологического подхода к тексту, анализирует и толкует высказывания мудрецов и выдающихся толкователей-предшественников, выясняя при этом, насколько они соответствуют прямому смыслу стиха.

С точки зрения РаМбаНа, Тора является всеобъемлющим источником знания, а изложенное в ней служит также знаками на будущее. Так, например, описание сотворения мира содержит косвенные указания на важнейшие события шеститысячелетнего существования мира, а суббота символизирует седьмое тысячелетие, день Господний. РаМбаН известен своими психологическими характеристиками и нелицеприятной оценкой поступков, описанных в Торе. В его толкованиях имеется два уровня: открытый, предназначенный для всех, и основанный на тайном Учении, предназначенный для "просвещенных" и "разумеющих". Однако мистическая направленность ощутима и на открытом общедоступном уровне толкования и проявляется в конфронтации с принципиальным рационалистическим подходом РаМбаМа к повествовательному материалу Торы и к заповедям.

Толкование РаМбаНа к Торе принадлежит к числу первых еврейских книг, изданных типографским способом (до 1480 г.).

ИЗ ДРАШИ К НОВОЛЕТИЮ

Стих гласит: "И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэля так: В седьмом месяце, в первый (день) месяца будет у вас прекращение трудов, памятование, трубление, созванье святое. Никакой работы не делайте, и приносите огнепалимую жертву Господу" (И воззвал 23, 23-25). Это относится к празднику (Новолетия)...

Этот стих содержит повеление нам устроить в этот день праздник и созванье святое, однако не объясняется, почему и для чего (нужно трубление и памятование пред Господом больше, чем в другие дни, и созванье святое), тогда как применительно к другим праздникам разъясняется смысл каждого из них. Так, например, о празднике опресноков (о Песах) сказано: "Праздник пресных хлебов соблюдай: семь дней ешь пресные хлебы, как Я повелел тебе, в пору месяца авив, ибо в этом (месяце) вышел ты из Мицраима" (Имена 23, 15). Смысл (этого праздника) раскрывается во многих местах, и велено рассказывать о нем сыновьям в поколениях грядущих, как сказано: "и поведай сыну своему..." (там же 13, 8). И о празднике Седмиц (Шавуот) сказано: "И праздник Седмиц совершай себе, (праздник) первинок жатвы пшеницы" (там же 34, 22), и сказано: "И праздник жатвы первых плодов твоих дел, посеянного тобою в поле" (там же 23, 16). И еще сказано: "Семь недель сочти себе: как приступит серп к хлебам, начни считать семь недель" (Речи 16, 9), "и соверши праздник Седмиц Господу, Б-гу твоему..." (там же 10). Он велел нам доставить первинки жатвы ячменя (И воззвал 23, 10), после чего дозволяется новый урожай, и от того дня отсчитать пятьдесят (дней) и доставить новое приношение: два хлеба из первинок жатвы пшеницы (там же 23, 17). И мы устраиваем праздник Господу, ибо "жатвы законы хранит Он для нас" (Ирмеяhу 5, 24), и Он пожелал во славу Себе от начатков всех первых плодов (для священнослужителей), как разъясняется в Торе. А относительно праздника Кущей сказано: "И праздник сбора (плодов) на исходе года, когда ты убираешь (плоды) дел твоих с поля" (Имена 23, 156), (в благодарность) за то, что Пресвятой для нас хранит законы жатвы и сбора плодов. Однако здесь не разъясняется ничего, только предписано нам в этот (первый день седьмого месяца) прекращение работ и памятование и трубление. И еще сказано: "день трубления будет у вас" (В пустыне 29, 1). Но смысл при этом не раскрывается.

Прежде всего следует пояснить сказанное "в седьмом месяце", ведь любой может задать вопрос: почему месяц седьмой? Ведь все сыны Исраэля называют этот (праздник) "главой года" (Новолетием). И малые дети так его называют, и мудрецы в Талмуде, и везде говорят: "Глава года" и "День искупления". И само Писание указывает, что это первый месяц и начало года, как сказано: "в праздник Кущей на исходе года" (Имена 23, 16), т.е. когда один год кончается, а другой начинается... Но если это "Глава года", то месяц будет первым в году, ведь год из месяцев состоит...

Ответ на этот вопрос заключается в том, что сказанное в Торе о месяце нисан: "этот месяц для вас - глава месяцев, первый он для вас из месяцев года" (Имена 12,2), не говорит, что нисан будет главой (года), но означает, что он будет называться первым для нас. Иначе говоря: он первый от (момента) нашего избавления. Нам надлежит вести счет месяцам от избавления нашего, когда мы вышли из Мицраима (в память о величайшем чуде). Ибо в Торе принято счет дням и месяцам вести от заповеди, ведь семь дней недели не имеют названия (на языке) Исраэля, в то время как у других народов у каждого дня есть свое имя, мы же их называем в честь заповеди о субботе и говорим: первый после субботы, второй после субботы и т.д., чтоб субботу помнить ежедневно. И к этому относится прямой смысл стиха "помни день субботний" (там же 20, 7) - помнить его всегда во все дни... И также месяцы не имели названий в Торе и (на языке) Исраэля, и сыны Исраэля говорили, как говорит Тора: "в первом месяце" (Имена 40, 17 и в других местах), "и было во втором году, во втором месяце, поднялось облако" (В пустыне 10, 11), "и в седьмом месяце, в первый (день) месяца" (там же 29, 1). И понимать следует так: в первом месяце, (считая) от нашего исхода из Мицраима, и в седьмом месяце, (считая) от исхода из Мицраима. А "первый он для вас" означает: не первый в году, но первый для нас, чтоб мы называли его первым, (считая) от избавления нашего. Имена, которыми мы называем (месяцы:) нисан, ияр, сиван и т.д., представляют собой имена персидские. Их ты не найдешь ни в Торе, ни в книгах Пророков, но только в Писаниях вавилонского периода, вернее после завоевания Вавилона персами. (Эти названия месяцев) упоминаются в книге Эзры и в словах Зехарии, пророков из Вавилона...

В Берешит раба и в Талмуде Йерушалми мудрецы говорили, что названия месяцев пришли вместе с нами из Вавилона, но первоначально (месяцы) не имели названий (на языке) Исраэля... Вначале нам было заповедано вести счет (месяцам) в память об избавления из Мицраима. Когда же мы вышли из Вавилона и нам велено было не говорить более: "(Как) жив Господь, Который вывел сынов Исраэля из земли Мицраима", но говорить: "(Как) жив Господь, Который вывел сынов Исраэля из земли северной ..." (Ирмеяhу 16, 14-15), с тех пор мы стали именовать наши месяцы (в память об) избавлении с севера. Это не означает, что называя (месяцы) по-новому, мы забудем об избавлении из Мицраима. Прибавив (к прежним) названия вавилонские, мы будем возвещать и помнить, что там мы пребывали и оттуда вывел нас Господь.

Но (счисление в память об избавлении) возникло при нашем исходе из Мицраима, а прежде месяцы, упоминаемые в Торе, как, например, при потопе, исчислялись по летосчислению, и первым был месяц тишре - глава года, что до сева и жатвы. Всеми принято было мнение раби Элиэзера, (что мир был сотворен в месяце тишре), и выражено в молитвах: "Этот день - начало деяний Твоих, память о первом дне"... Так было до исхода из Мицраима, когда нам было заповедано установить два счисления: одно по месяцам, т.е. первый, второй, третий, (считая от) избавления, а другое по летосчислению, когда глава года (его начало) в тишре...

Теперь следует разъяснить, пред каким судом предстает человек (в этот день). Ведь мудрецы говорили, что человек судим после смерти, как сказано в трактате Таанит (11а): "В пору кончины человека все его деяния проводят пред ним, и ему говорят: "То-то и то-то ты содеял в такой-то день". И он подтверждает. И велят ему подписать, и он подписывает. И более того: он признает справедливость суда". И подобное (находим) во многих местах. Если же скажем, что человек судим в Новолетие, а печать (на приговоре) ставится в День искупления, в таком случае в пору смерти суд над ним лишь за содеянное от Новолетия до дня смерти. Однако мудрецы говорят однозначно, что все его деяния проводят пред ним. Кроме того мудрецы говорят о Судном дне в грядущем, в пору восстания из мертвых, - как мы учим (Санhедрин 107б): "Поколение потопа не имеет удела в мире грядущем, и не предстать им пред судом", - о нем упоминают неоднократно и называют Великим судным днем. И в трактате Авода зара (2а) сказано: "Все заповеди, исполняемые сынами Исраэля в этом мире, приходят свидетельствовать о них для мира грядущего, как сказано: "Доставят свое свидетельство, и они оправданы будут. Услышат и скажут: Истинно!" (Йешаяhу 43, 9) - так (скажут) народы мира...

В Новолетие все люди проходят пред Ним, и каждый судим относительно этого мира: заслуживает ли он получить жизнь и благополучие, богатство и достояние и почет, либо осуждается на смерть в этом году или на муки, скорбь и бедность. То есть (каждый судим, что касается) его существования в этом мире и определяется как "потомство, жизнь и пропитание"; однако он не судим, что касается души: заслужит ли сада Эденского и жизни мира грядущего или обречена будет на ад и небытие.

Мудрецы установили в молитве: "Это день начала деяний Твоих, память о первом дне, ибо закон для Исраэля это, установление от Б-га Йаакова. И о странах в сей (день) говорится: какая к войне, и какая к миру; какая к голоду, и какая к сытости. И люди в сей (день) взысканы будут, чтоб помянуть их к жизни или смерти". "О странах" - это суд над обществом человеческим, ибо мир судим по большинству (поступков) (Кидушин 40б), при этом упоминается война и мир, голод и изобилие. А кроме того "и люди взысканы будут" - это суд над каждым в отдельности, и при этом упомянуты жизнь и смерть. И также в трактате Рош hа-Шана (16б) сказано: "Три книги открываются в Новолетие. Совершенные праведники тут же к жизни записываются, и запись печатью скрепляется. Законченные преступники тут же к смерти записываются, и запись печатью скрепляется". Здесь говорится о жизни и смерти, но не о преисподней и жизни мира грядущего... А еще (мудрецы) говорили, что и средства к существованию назначаются человеку с Новолетия, и недостающее ему назначается с Новолетия, ибо относительно всякого обретения и утраты человек судим в этот день. "Какая к голоду, и какая к сытости" толкуется некоторыми как относящееся именно к странам, например, голод в осаде... Однако голод, бывающий в мире из-за (недостатка) хлеба и плодов, не в Новолетие (предопределяется), ведь мы учим (Рош hа-Шана 16а): "Мир судится в Песах относительно хлеба, в Ацерет относительно плодов дерева, а в праздник (Кущей) относительно воды..." Истинным является мидраш раби Акивы (Рош hа-Шана 16а): "Почему Тора предписывает доставить омер в Песах и два хлеба в Ацерет и совершить возлияние водное в праздник (Кущей)? Потому что праздник (Кущей) - это пора дождей годовых, (Песах - пора хлебов, а Ацерет - пора плодов)". И Пресвятой пожелал, чтоб сыны Исраэля заслужили благоволение пред Ним относительно каждого вида отдельно в его пору и чтоб таковое записано было им в заслугу в пору суда в Новолетие.

Итак, Новолетие представляет собой Судный день для этого мира, а пора смерти человека - Судный день для него и его души, что касается мира душ (т.е. жизни после жизни в этом мире), и все поступки его проходят пред его Творцом, (и решается), удостоится ли его душа сада Эденского или будет обречена на муки бесчисленные... И, значит, имеется Судный день для тела и другой Судный день для души.

И есть кроме того еще один Судный день для обоих, для тела и для души, о котором говорят пророки. К этому относится сказанное: "Вот наступает день, пылающий, словно печь, и станут все злоумышленники и все злодеи соломой, и спалит их тот день грядущий" (Мал'ахи 3, 19). И сказано: "Вот Я посылаю вам Элияhу-пророка пред наступлением дня Господнего, великого и страшного..." (там же 23). Этот день будет в начале восстания из мертвых, и он называется Великим судным днем. В ту пору все когда-либо в мир пришедшие телом своим и душой предстают пред судом, (где решается), достоин ли каждый восстать из мертвых и обрести благо телесное и душевное на все времена грядущие, или же будет признан виновным, и ему оставаться в преисподней...

Итак, Новолетие является Судным днем применительно ко всем явлениям этого мира, согласно высказыванию раби Йоханана: "Три книги открываются в Новолетие...", и эти книги включают всех пришедших в мир людей. И возникает вопрос: каким образом раби Йоханан пришел к столь великому и глубокому решению, с которым связаны все тайны мира: "Совершенные праведники тотчас к жизни записываются, и запись печатью скрепляется"? Но разве все праведные живы, а все преступные мертвы? Ведь мир со всем привлекательным в нем преступным достается, и само Писание громогласно утверждает: "Бывает, праведный гибнет в своей праведности" (Коhэлет 7, 15), и написано: "есть праведные, которым достается как за содеянное преступными" (там же 8, 14). И тем более, что (раби Йоханан) утверждает: "Законченные преступники тотчас к смерти записываются, и запись печатью скрепляется". Но ведь стих гласит: "и есть преступный, который продлевает (свои дни) в своем злодеянии" (там же 7, 15). И все пророки удивляются именно этому. Так Ирмеяhу сказал: "Праведен Ты, Господи, чтобы мне спорить с Тобою, но о (право)судии говорить буду с Тобой: Почему путь преступных успешен?" (Ирмеяhу 12, 1). И Хавакук сказал: "Для чего Ты даешь мне видеть неправду и тяготы обозревать, и грабеж и кривда предо мною" (Хавакук 1, 3), и сказано: "ибо преступный окружает праведного, потому выходит суд извращенным" (там же 4). И неужели мудрец никогда не видел книги Иова, которая обличает подобное. Друзья (Иова) изначально заявляли, что праведные существуют, а преступные искореняются. Однако Иов одержал над ними победу, и им пришлось расширить (сказанное признанием) искоренения потомства (преступных) после них. Иов насмехался над ними: "ибо что ему дом его после него" (21, 21), и Элиhу гневно им возражал, а Пресвятой обязал их за то совершить искупление: "ибо вы не говорили Мне верно, как Мой раб Иов" (42, 7). И мы учим Мишну: "Нам не присуще ни благополучие преступных, ни страдания праведных" (Авот 4, 15). А в манускриптах испанских сказано: "Нет у нас объяснения ни тому, ни другому". И мудрецы, ставя все на свои места, говорят в трактате Кидушин (39б): "Всякому, у кого заслуг больше, чем грехов, воздают злом (в этом мире для искупления грехов, чтобы в грядущем получить ему награду сполна, а со стороны) кажется, (будто наказывают человека), который сжег всю Тору, не оставив от нее ни единой буквы". И также относительно преступных сказано: "Всякому, у кого грехов больше, чем заслуг, воздают добром, (при жизни его вознаграждая полностью за содеянное им добро, а со стороны) кажется, (будто вознаграждают человека), который исполнил всю Тору, не опустив ни одной буквы". Наш учитель Моше истолковал это в стихе "и воздает Он Своим ненавистникам, (каждому) при жизни его для его погибели" (Речи 7, 10)... А мудрецы говорили (Менахот 29б), что Пресвятой дал Моше увидеть раби Акиву и его Учение. Сказал Ему Моше: "Властелин мира! Ты дал узреть мне его Учение, дай же мне видеть воздаяние ему!" Показал ему, как терзали тело (раби Акивы на казни). Сказал Ему: "Властелин мира! Это Тора, и это воздаяние за нее!" Сказал ему: "Умолкни! Такое задумано Мною".

Однако высказывание (раби Йоханана о трех книгах, открываемых в Новолетие) отличается мудростью и логикой. Ведь известно и сведущему, и ученику, что имеется четыре категории подсудимых: 1) кто на суд не явился, 2) кто явился на суд, но ему приговор не вынесен, 3)кого суд признал виновным, 4) кого суд оправдал. Первый вариант невозможен, ибо все проходят пред Святым (и Его суда не избежать никому), "нет тьмы и нет мрака, чтоб укрыться там" (Иов 34, 22). Остаются трое. Всякий, кого оправдали на суде (конкретном), называется "полным праведником", полностью оправданным (он оправдан благодаря определенной заслуге, хотя не чист от греха). Всякий, кто признан виновным в его судебном деле, называется "полным преступником", полностью обвиненным. Находящийся в состоянии равновесия (у кого заслуги уравновешены грехами) называется средним. Например, человек преступный во всех отношениях поклонялся идолам, занимался кровосмешением и кровопролитием, но исполнил одну единственную заповедь, и по суду Пресвятого ему положено вознаграждение за нее в этом мире, чтоб ему прожить этот год. В таком случае он называется "полным праведником", потому что он на суде оправдан и ему жить. Так об Ах'аве сказано: "Видел ли ты, что смирился Ах'ав предо Мною? За то, что смирился он предо Мною, не наведу беды в его дни" (I Кн. Царей 21, 29), такой называется "полным праведником", полностью оправданным на суде. И также "полный преступник" тотчас к смерти (записывается), даже если такой исполнил всю Тору, но вынес одно решение hалахическое перед своим учителем и был осужден за это на смерть, такой называется "полным преступником", полностью обвиненным, потому что признан виновным в конкретном судебном деле.

Таким образом, все записанные в книгу живых, кто удостоился жить до следующего Новолетия, все они "полные праведники", полностью оправданные в своем судебном деле, а записанные в книгу мертвых, кому умереть в этом году, являются полностью обвиненными. И так (следует понимать) сказанное в Торе: "И оправдают правого и обвинят виновного" (Речи 25, 1) - правого и преступного в этом судебном деле; "и чистого и правого не убей" (Имена 23, 7). При этом называемое "жизнью" и "смертью" (нужно понимать) не в узком смысле, но под "жизнью" подразумеваются все блага вообще, а под "смертью" - все беды вообще. Все кары в мире: поражения, и гибель детей, и бедность, и все пагубное, что поражает тело, - это "смерть". А все блага: богатство, и достояние, и почести, и потомство, и мир, и здоровье обобщенно называют "жизнью"...

Поскольку, как мы говорили, Новолетие является Судным днем для каждого человека, когда предстают пред судом, всем надлежит принять это близко к сердцу и совершить возвращение, и раскаяться в своих провинах и преступлениях, и ревностно молиться, чтобы Пресвятой простил неосознанное, ведь День искупления дарует искупление лишь тем, кто возвращение совершил, и возвращение для людей есть великая милость. Однако великою кара бывает, когда грешник преступает волю своего Творца, совершая грех, а затем стоит (на своем) и возвращения не совершает, продолжает бунтовать во все дни свои и не стремится исполнить волю своего Творца. И тем более, если сыны Исраэля молятся, исповедуются, и шепчут и громогласно признают: "Мы согрешили, провинились и проступились", но при этом не устраняются от грехов, что, вне сомнения, является бунтом великим, то тем самым они навлекают на себя гнев и ярость. (Для пояснения приведем) притчу. Некий разбойник промышлял на дорогах и грабил людей. И вот он является к царю (со словами): "Мой господин! Прости меня за то, что я убивал твоих людей и грабил твоих подданных и промышлял на дорогах". А на следующий день он вновь возвратится к своим злодеяниям прежним. Тогда все речи умиротворения, обращенные им к царю, окажутся поруганием, неуважением и отсутствием страха пред царем. И поэтому стих гласит: "Только вас Я знал из всех семейств земли, потому взыщу с вас за все ваши провины" (Амос 3, 2). Сказал Пресвятой: "Я открыл вам суть Дня искупления и возвестил вам, что Я даю в этот день искупление раскаявшимся, и Я назвал вам все действия этого дня, что до поста, молитвы и жертвоприношений. Однако вы не спешили совершить возвращение. В таком случае это бунт". Следовательно, близость сынов Исраэля к Пресвятому приводит к их отдалению (в результате бунта). И тем более (верно это применительно к тем), кто удостоился обитать пред Пресвятым на Его земле, которые как бы лицезрят Царя. Если они дорожат Его честью, то хорошо им и счастливы они. Если же восстают против Него, они в опасности больше, чем кто-либо другой, ибо они враждуют и гневят Царя в Его же дворце, и Он их из дворца изгоняет. И стих гласит: "Народ, Меня гневят они пред Моим лицом неизменно" (Йешаяhу 65, 3), и сказано: "обитать не будут на земле Господней" (hОшеа 9, 3).

Что означает "земля Господня"? Разве весь мир не является землей Господней? Все Им сотворено и Им создано, и все Ему принадлежит! Смысл заключен в стихе: "Когда уделы давал Всевышний народам, разделяя сынов человеческих, установил пределы народов по числу сынов Исраэля. Ибо удел Господа - Его народ..." (Речи 32, 8-9). В виду имеется, что Господь сотворил небо и землю и связал нижних с вышними, и поставил над каждым народом на его земле определенную звезду и планету, как известно из астрологии. И к этому относится сказанное: "которыми наделил Господь, Б-г твой, все народы" (там же 4, 19) - всех их Он наделил планетами небесными, и ангелов Всевышнего в высотах Он поставил правителями над ними... А Господь есть Всесильный над сильными и Господин над господами для всего мира. Но только земля Исраэля, центр мира обитаемого, является уделом Господним, над которым из ангелов Он не поставил блюстителя и властелина, передавая ее в удел Своему народу, возглашающему единство Его Имени, потомству (праотцев), возлюбивших Его. И к тому относится сказанное: " И будете Мне достоянием драгоценным из всех народов, ибо Мне (принадлежит) вся земля" (Имена 19, 5). И сказано: "И вы будете Мне народом, а Я буду вам Б-гом" (Йехезкель 36, 28) - не быть вам за божествами другими.

Господь освятил народ, обитающий на Его земле, устранением от запретных связей и через заповеди многочисленные, поскольку они Имени Его (посвящены), и потому сказано: "И соблюдайте все Мои законы и все Мои правопорядки и исполняйте их, и не исторгнет земля вас" (И воззвал 20, 22). И написано: "И сказал Я вам: Вы унаследуете их землю, и Я дам ее вам, наследовать ею, - Я Господь, Б-г ваш, Который отделил вас от народов" (там же 24). Это означает, что Он отличил нас от народов, над которыми Он поставил правителей и богов иных, нам же Он дал эту землю, чтоб Ему быть нам Б-гом, а нам быть на ней Имени Его посвященными.

Земля, которая является уделом Господним, исторгает из себя всякого, кто ее осквернит, и не терпит занимающихся идолопоклонством и кровосмешением. В то же время за пределами этой земли, хотя все Господу принадлежит, чистота не совершенна из-за служителей, (правящих) там, и народы заблуждаясь начинают служить также и своим властителям, (которые, будучи слугами Господа, поставлены Им правителями-наместниками над народами). К этому относится стих "Б-гом всей земли наречен" (Йешаяhу 54, 5), ибо Он, Всесильный над сильными, правит всем, и Он в конце "взыщет с воинства вышнего в высотах", чтоб устранить власть вышних служителей, а затем Он взыщет "с царей земных на земле" (там же 24, 21). И таково значение "и блудно следовал за божествами чужбинной земли" (Речи 31, 16), потому что божества - чужие на земле Господней и в Его уделе. И так следует понимать сказанное: "не знали закона Б-га земли той, и Он наслал на них львов, и те умерщвляли их, потому что не знают они закона Б-га земли той" (II Кн. Царей 17, 26). Жители Кута не были наказуемы на своей земле за служение божествам своим, и львы на них не нападали, когда же их привели на землю Господню и они там продолжали вести себя как прежде, Он наслал на них львов, которые их умерщвляли. И также Сифра учит: "Не исторгнет земля вас" (И воззвал 18, 28) - земля Исраэля отличается от других земель, она существовать не дает на себе преступникам". А в Сифре находим: "И нет при Нем божества чужого" (Речи 32, 12) - не дозволено ни одному из ангелов-правителей народов прийти и властвовать над вами..." И так следует понимать высказывание мудрецов (Кетубот 110б): "Всякий проживающий за пределами земли (Исраэля) подобен тому, у кого нет Б-га, ибо сказано: "дать вам землю Кенаана, быть для вас Б-гом" (И воззвал 25, 38)... - пока вы на земле Кенаана, Я для вас Б-г; когда же вы не на земле Кенаана, словно не Я вам Б-г".

И в связи с этим в Сифре говорили: "и сгинете вскоре с доброй земли" (Речи 11, 17) - хотя Я изгоняю вас с этой земли за ее пределы, отличайте себя заповедями, с тем чтобы, когда возвратитесь, они не были новы для вас..." Итак, стих "и сгинете вскоре... и возложите эти речи Мои на ваше сердце" (там же 11, 18) в обязанность в изгнании вменяет заповеди, связанные с телом, как, например, тефилин и изучение Торы, (которые исполняют, где бы человек ни находился), как сказано: "и повяжите их в знак на руку вашу..." (там же). И также РаШИ истолковал: "И после изгнания вашего отличайте себя заповедями: возлагайте тефилин и изготовляйте мезузы, чтоб они новыми не были для вас, когда возвратитесь". Ибо в основе своей все заповеди обращены к обитающим на земле Господней. И потому сказано в Сифре: "И овладеете ею, и будете жить на ней. И соблюдайте исполнить все законы..." (там же 11, 31-32) - обитание на земле Исраэля приравнивается ко всем заповедям в целом".

(Сознавая) это, я ушел из моей страны и отправился в скитания с места моего, я оставил мой дом и покинул удел, словно ворон жестоким я стал к собственным сыновьям и дочерям, ибо предпочел я скитания, чтоб прильнуть к лону матери моей. А замышлявшие нечестивое говорили Йехезкелю (Санhедрин 105а): "Учитель наш, Йехезкель! Если раб продан его господином, имеет ли (последний) какие-либо (права) на него?" - О том сказано: "А задуманное вами не сбудется, то, что вы говорите: Станем мы как народы и как семейства земли, чтоб служить древу и камню" (Йехезкель 20, 32). Иначе говоря: уйдя с нашей земли, мы уподобились народам, которых Б-г не карает за их идолопоклонство. И поэтому сказано: "И воздам Я сначала вдвойне за вину их и грех, за то, что осквернили они Мою землю падалью своих мерзких и гнусных, заполнили ими Мой удел" (Ирмеяhу 16, 18). И подобное находим во многих местах в Писаниях, и всякий зрячий на это укажет, после того как я открыл ему глаза.

Тора свидетельствует о том, что жители земли Кенаана подвергаются наказанию за кровосмешение (И воззвал 18, 25). А мудрецы говорили, что (кровосмешение) было запрещено Адаму и Ноаху, поскольку наказанию подлежит лишь тот, кто запрет нарушил (как произошло во время потопа)... И здесь сказано, что земля исторгнет из себя таких, ибо всех гнусностей этих она гнушается. Действительно, не только жителям земли Кенаана такое запрещено было, как Адаму и Ноаху, (но они запрет нарушали), и сказано: "подобное деянию земли Мицраима не делайте" (И воззвал 18, 3). Но (земля Мицраима) своих обитателей не исторгала, как и другие земли народов своих (не исторгли). И только особым достоинством земли Исраэля и ее святостью (объясняется ее нетерпимость к преступлениям).

Великолепие мира - земля Исраэля, великолепие земли Исраэля - Йерушалаим, великолепие Йерушалаима - священный Храм, великолепие Храма - Святая святых, а ее великолепие - место керувим, где пребывает Шехина, как сказано: "И назначу место тебе там, и говорить буду с тобою поверх покрытия, меж двух керувим, что на ковчеге свидетельства" (Имена 25, 22)...