Малая Еврейская Антология
Перевод Фримы Гурфинкель
К оглавлению

РАБИ СААДИЯ БЕН ЙОСЕФ ГАОН (РаСаГ)
(882, Египет - 942, Багдад)

ВЕРОВАНИЯ И ВОЗЗРЕНИЯ Глава 4

Биографические сведения об этом выдающемся представителе эпохи вавилонских мудрецов-гаонов чрезвычайно скудны. Известно, что он родился в Египте, прожил несколько лет на земле Исраэля, затем в Халебе, а в 922 году прибыл в Багдад и возглавил учебное собрание в ешиве Пумбадита. Весной 928 года он был избран гаоном Суры и сумел вернуть ешиве ее прежнее величие. Спустя два года возник конфликт между РаСаГом и эксилархом, из-за чего РаСаГ вынужден был отказаться от должности и от общественной деятельности на четыре года. В этот период он пишет свой философский труд "Верования и воззрения". В 937 г. он вновь возглавил ешиву Сура.

РаСаГ первым составляет грамматику языка иврит, рассматривая ее как самостоятельную дисциплину, и формулирует правила древнего языка Писания. Он составляет первый словарь иврита в алфавитном порядке "Эгрон". Вершиной поэтического творчества РаСаГа стал его молитвенник. Он перевел на арабский язык почти весь ТаНаХ, снабдив его толкованиями.

Главный философский труд РаСаГа "Верования и воззрения" - это первое полностью дошедшее до нас сочинение еврейского средневекового философа. Написанная на арабском языке книга была переведена на иврит в 12-ом веке и оказала значительное влияние на развитие еврейской философской мысли. В основе учения РаСаГа лежит письменная и устная Тора с логическими обоснованиями их основных положений. По мнению РаСаГа, выяснение истинности Торы при помощи разума не является высшей целью или служением Б-гу, оно призвано лишь устранять сомнения и служить возражением всякому, кто Тору отрицает. К достоинствам книги можно отнести то, что в ней впервые определено взаимоотношение между пророческим откровением и разумом, а также последовательно изложены основы иудаизма.

На протяжении последующих веков еврейские мыслители занимались всесторонним рассмотрением вопросов, которые были сформулированы РаСаГом. Его учение послужило исходной точкой для философов-рационалистов главным образом испанской школы.

ВЕРОВАНИЯ И ВОЗЗРЕНИЯ
Глава 4

О послушании и бунте,
о вынужденности и справедливости

Начну с предварительного замечания и скажу, что при виде творений многочисленных нам не следует в недоумение приходить относительно их целенаправленности, поскольку путем естественным выяснится для нас, что же является целью среди всего сотворенного. Исследовав, мы найдем, что такой целью является человек. Природа и бытие помещают все значительное посреди того, что менее значительно. Начав с малого, заметим, что зернышко злаков находится внутри соцветия, ибо оно всего важнее, потому что из него развивается растение и от него зависит существование (вида). И так же все, из чего дерево произрастает, если оно (к тому же) съедобно, находится внутри плода, как например, орех. А если из косточки (произрастает), то внутри будет косточка; так, например, в финиковом плоде не следует обращать внимания на съедобную часть, которая является наружной и служит для защиты. И также желток находится в середине яйца, потому что из него развивается птенец и цыпленок. И также сердце человека находится внутри грудной полости, потому что оно является жизненно важным (органом и источником) естественного тепла. И также зрительная способность (зрачок) находится в центре глаза, ибо от нее зависит зрение.

Прослеживая действие этого принципа во многих областях и обнаружив также, что земля находится в центре, а небо и сферы окружают ее со всех сторон, мы уясняем для себя, что целью мироздания является земля. Исследовав все ее составные части, находим, что прах и вода - неживая (природа), а животные - (существа), не обладающие речью, и остается только человек, относительно которого мы знаем с очевидностью, что он, вне всякого сомнения, является целью назначенной. Изучая Писание, находим об этом слово Господне: "Я создал землю, и человека на ней Я сотворил" (Йешаяhу 45, 12). И также в начале Торы названы отдельно все творения по их видам, а после их завершения Он сказал: "Создадим человека" (В начале 1, 26). Так строят дворец, настилают в нем полы и пробивают окна, а затем вводят туда хозяина. Ныне, после предварительных замечаний приступлю к теме.

1

Б-г возвестил нам через Своих пророков, что Он наделил человека преимуществом перед всеми творениями Своими, говоря: "И властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной" (В начале 1, 28). И как сказано в псалме (8): "Господь, Господин наш, как могуче Имя Твое на всей земле" и там до конца. И Он наделил (человека) способностью покоряться (обуздывать свои порывы и подчинять себя Господу) и, предложив такое ему, предоставил ему возможность выбора и повелел ему выбирать доброе, как сказано: "Смотри, Я полагаю пред тобой сегодня жизнь и добро", и сказано вслед за этим: "избери жизнь" (Речи 30, 15-19). (Пророки) представили нам знамения и чудеса, и мы приняли это (основоположение). А затем мы приступили к исследованию, в чем же его преимущество, и нашли, что таковое заключается в мудрости, которой Он его наделил и обучил, как сказано: "научающий человека ведению" (Псалмы 94, 10). И благодаря тому (человек) помнит все содеянное в прошлом и предвидит многое из того, что произойдет в будущем. Он подчинил себе животных, чтоб они обрабатывали для него землю и перевозили ее урожай. Он сумел извлечь воду из недр земли и поднять ее на поверхность, а затем изготовил устройства, которыми он (воду) черпает. Он сумел возвести строения великолепные и облачиться в драгоценные одежды и приготовить лакомые кушанья. Благодаря той (мудрости человек) сумел собрать войска и рати, организовать правление и власть, при посредстве которых обузданы люди, (чтоб каждый не поступал, как ему вздумается) и их положение устойчивым было. Он сумел познать вращение сферы и траектории звезд, их величины и расстояния между ними и другие их характеристики.

И если кому-то покажется, что преимуществом наделено некое (существо) кроме человека, то пусть укажет нам на это преимущество или частицу его у кого-либо кроме человека. Но такое ни в коем случае не обнаружится. Потому по справедливости человеку предъявлены заповеди (предписывающие) и запреты, и ему положено вознаграждение и наказание, ведь он стержень мира и его основа, как сказано: "Ибо Господу столпы земли, и на них положил Он вселенную" (I Кн. Шемуэля 2, 9), и сказано: "Праведный - основа мира" (Притчи 10, 25).

Уяснив себе эти основы, а также из них вытекающее, я понял, что преимущество человека не является нашей фантазией или уклонением (от истины) из лицеприятия к нему. Не эгоизм, не гордость и заносчивость побудили нас претендовать на такое, но это есть непреложная истина и справедливость очевидная: наделенный мудростью удостоился ее лишь в силу того, что Он сделал его носителем Его предписаний и запретов, как сказано: "И сказал человеку: Вот страх пред Господом - мудрость, а устранение от зла - проницательность" (Иов 28, 28).

2

... Предавшись размышлениям, я сказал: "Как же целью всего сущего в мире может быть человек? Вот мы видим, насколько мало и скудно тело его!" Я думал над этим и понял, что хотя телом он мал, душа его шире небес и земли, ведь знание (человеческое) объемлет все, что на них. И знанием своим (человек) достигает того, что превыше (земли и неба) и от чего их существование зависит. А это есть Творец всевышний и пресвятой, как сказано: "Чудесны Твои творения, и душа моя знает премного" (Псалмы 139,14).

Задумавшись над тем, насколько жизнь его коротка и преходяща, я уяснил себе, что Творец наделил (человека) столь короткой жизнью в этом мире, который является миром трудов, обещая ему, что при переходе своем (из этого мира в мир грядущий) он обретет жизнь вечную, как гласит Писание: "Жизни просил у Тебя, Ты дал ему долготу дней, мир навеки" (Псалмы 21, 5), как мною будет разъяснено в девятой главе.

И я задумался также над тем, почему вопреки важности человека строение его организма столь слабым является, соединяя в себе кровь и слизь и два вида желчи (зеленую и черную), и почему его составные элементы не светлы и не однородны. И я возразил себе: уж если мы над этим задумались, почему бы нам не помыслить о том, чтобы Он (вместо человека) сотворил звезду или ангела. Ведь тело человека в его настоящем виде сотворено из смешения элементов и является наиболее чистым из всего земного, а все, что его чище, относится к одной из двух категорий: либо это ангел, либо звезда. И всякий, кому тело человеческое представляется состоящим из элементов, которые (в действительности) его элементами не являются, мыслит о нереальном, уподобляясь тому, кто пожелал бы, чтоб небеса были из праха, а земля из огня, ведь такой о пустом помышляет, и нет в том мудрости, ведь сказано: "Как многочисленны дела Твои, Господи, всех их с мудростью Ты содеял" (Псалмы 104, 24).

Предавшись также размышлениям над болезнями, которые (человека) постигают, я сказал: "Почему он от них не защищен или почему бы им вообще на него не распространяться?" Однако я нашел, что (болезни) человеку на благо: они удерживают его от греха и смиряют его пред Б-гом и выпрямляют его пути, как сказано: "и порицаем был болью на ложе своем" (Иов 33, 19).

И я задумался также над тем, как (человека) одолевает зной и холод и как чувствителен он к ядам хищников и вредителей. И я понял, что его чувствительность к этому на благо ему: не чувствуя боли, он не заметил бы наказания, с небес (ниспосланного). Даже скажи ему (Творец): "Я подвергну тебя мукам", он не знал бы, что это такое. Потому человеку дано испытать различные страдания в качестве примера, как сказано о жаре и зное: "Вот день наступает, подобный печи накаленной" (Мал'ахи 3, 19), и наказание с ядом сравнивается: "змеиный яд - их вино" (Речи 32,33).

Задумавшись над присущим (человеку) и над страстями, из которых многие для него пагубны, я уяснил себе, что Премудрый сделал такое присущим (человеку), чтобы он использовал всякое (свойство) на месте его при посредстве разума, которым Он его наделил: влечение к еде - для поддержания жизни, влечение к совокуплению - для продолжения рода. И (человеку надлежит) брать все, что ему дано, путем дозволенным. Если он пользовался всем тем путем дозволенным, то он прав, если же он пользовался путем недозволенным, то заслуживает порицания, как сказано: "влечение праведных лишь к добру" (Притчи 11, 23), и сказано: "ибо хвалится преступный влечением души своей" (Псалмы 10, 3).

И задумавшись над тем, что (человеку) предназначены великое истязание и непрерывные адские муки, я понял, что в противовес этому есть вечное благо и вознаграждение непрерывное. Не будучи таковыми, они не влекли бы к себе и страха бы не внушали. И о том сказано: "Одни - к жизни вечной, а другие - к позору, к гибели вечной" (Даниэль 12, 2).

И я задумался над тем, что, предваряя это (наказание), Он заповедал в мире этом совершать смертную казнь четырех видов (по решению судебной палаты), и я уяснил себе, что такое на благо (преступнику) и требованиям разума не противоречит. Ведь разум подсказывает, да и сам человек согласится, что удаление нескольких органов, пораженных ядом или болезнью, приемлемо ради спасения всего организма. Таким же образом род человеческий согласится, что убиение того из них, кто погубил себя и пагубу содеял на земле, верным является ради спасения остальных людей, как сказано: "а остальные услышат и устрашатся" (Речи 19, 20).

Перечислив эти семь моментов справедливости по отношению к человеку, (которые на первый взгляд таковыми не кажутся), скажу, что верующему надлежит тщательно обдумать все подобное, и вне всякого сомнения он обнаружит в том проявление мудрости, как сказано: "Все пути Господни - милость и истина" (Псалмы 25,10).

3

Разъяснив, как понимать проявление справедливости и в чем она состоит, скажу: "Что может сравниться со справедливостью Творца и Его милостями по отношению к человеку, которого Он наделил силой и возможностью исполнить все Его заповеди и воздержаться от ему запрещенного!" И такое подтверждается разумом и Писаниями. Разум подсказывает, что Премудрый никого не обяжет делать такое, чего тот сделать не может или что ему не по силам. А Писание гласит: "Народ Мой, что Я сделал тебе, и чем утомил Я тебя, - свидетельствуй против Меня" (Миха 6, 3). И Писание также гласит: "А на Господа надеющиеся обновят силу" (Йешаяhу 40, 31), и сказано: "Безмолвствуйте предо Мной, острова, и вы, народы, обновите силу" (там же 41, 1), и сказано: "При свете утра делают это, ибо есть сила в их руке" (Миха 2, 1).

И к тому же я полагаю, что потенция должна предшествовать действию, чтоб человек мог делать или не делать, как пожелает. Ведь если бы (потенция возникала) одновременно с действием, то каждое из них являлось причиной другого, либо ни одно из них не было причиной другого. А если бы она возникала после действия, то человек мог возвратить уже содеянное им. Однако последнее нереально, как нереально и предыдущее. Отсюда следует, что потенция неизбежно предшествует действию человека, чтоб ему таким образом завершить исполнение заповеди Господа.

И я счел нужным разъяснить: подобно тому, как действие человека является действием, так и отказ от действия (действием является). Потому что (от совершения одного действия) отказываются, чтобы совершить ему противоположное. И это в отличие от отказа Творца творить что-либо, как мы уже разъясняли (в конце первой главы), что действием не является, поскольку Творец воздерживается от сотворения тел и к ним относящегося, чему нет противоположного. Однако действие человеческое является случайным (не существенным, т.е. человек не создает сути вещей, но только с ними происходящее), и потому он оставляет что-либо лишь с тем, чтоб делать противоположное: если не любит, то возненавидит, если не благоволит, то будет гневаться, и не найти ему среднего (между противоположностями). И так же гласит Писание: "И храните Мною вверенное, чтоб не делать вам (ничего) из гнусных законов, как делали перед вами" (И воззвал 18, 30). И сказано также: "Не делали кривды, путями Его ходили" (Псалмы 119, 3).

И нужно уточнить, что человек делает что-либо лишь в том случае, если делать желает. И невозможно, чтоб делал тот, кто не желает или волей не наделен. Мы видим, что Тора не предписывает наказания для того, кто преступил заповедь неумышленно, и это не за отсутствием у него желания, но потому что от него ускользнула причина (сам факт запретности). Подобно тому, как мы говорили о совершившем убийство неумышленное: он намеревался рубить деревья, и таково было его желание, но он совершил преступление неумышленное, не приняв мер предосторожности. И так же человек, нарушивший субботу: он намеревался собирать хворост, но забыл, что было это в день субботний.

4

В дополнение к вышесказанному замечу, что Творец никакого воздействия не оказывает на дела человеческие и не вынуждает (людей) ни к повиновению, ни к бунту. И тому есть у меня доказательства на основе наблюдения и умозаключения, а также из Писаний и устного предания.

Опыт показывает: человек чувствует, что может говорить и может молчать, может схватить и может отпустить, и не ощущает он никакой посторонней силы, которая мешала бы ему делать то, чего он желает. Ему предоставлена возможность управлять своей природой по решению своего разума. Если он поступает так, то он человек понятливый, в противном же случае он глупец.

Логически выводим следующее: выше (в первой главе) уже доказано, что одно действие не может совершаться двумя деятелями, а всякий, кто полагает, что Творец вынуждает человека к чему бы то ни было, тем самым приписывает одно действие двоим (Творцу и человеку одновременно). К тому же, если бы Он вынуждал (человека), исключались бы предписание и запрет. И также если бы Он вынуждал (человека) совершить определенное действие, то невозможно было бы наказать его за такое. И к тому же, если бы люди действовали по принуждению, награда полагалась бы и верующему, и отступнику, поскольку каждый из них поступал в силу испытываемого воздействия. Ведь если человек здравомыслящий нанял двух работников - одного для строительства, а другого для разрушения, - он обязан платить обоим. Однако человек не может (действовать) по принуждению, ибо тогда у него было бы оправдание (всех его поступков): человеку не одержать верх над силой Б-жественной. И если бы отступник заявил пред Ним, что не мог в Него верить, то он оказался бы прав, а его оправдание было бы принято.

И также из Писаний это следует, как мы уже говорили выше относительно "выбери жизнь" (Речи 30, 39). И сказано было грешникам: "От вашей руки было это вам. Будет ли вам благоприятствовать?" (Мал'ахи 1, 9). И Творец прямо сказал, что к их грехам не причастен: "О сыны непокорные! - речение Господа. - Строить замысел - и не от Меня, отлить изображение - и не Мой дух; чтоб прибавить грех к греху" (Йешаяhу 30, 1). И как разъясняется в отрицание дел лже(пророков): "Не посылал Я тех пророков, но они бежали; не говорил Я с ними, но они прорицали" (Ирмеяhу 23,21), и т.п.

И устное предание, полученное предками, гласит: "Все в руках Небес, кроме страха пред Небесами" (Берахот 33б), как сказано: "И ныне, Исраэль, что Господь, Б-г твой, спрашивает с тебя: только страшиться Господа, Б-га твоего, ходить всеми путями Его и любить Его" (Речи 10, 12).

И хотя после столь недвусмысленных слов не осталось на что опереться, Писание отвергает вынужденность (поступков) при посредстве трех других основных утверждений. Во-первых, (как бы) удивляясь людям, (Писание) говорит: "Неужели возжелаю Я смерти преступного" (Йехезкель 18, 23). Во-вторых, (Писание) заявляет, что такому не бывать: "Ибо не возжелаю Я смерти смертника" (там же 18, 32). И, в-третьих, это клятва, которой Он клялся: "Сказал Б-г: (Как) жив Я! - речение Господа, Б-га. - Не возжелаю Я смерти преступного" (там же 33, 11). И тем самым объято было со всех сторон и невозможным признано.

К разъясненному выше прибавлю несколько вопросов. Кто-либо может сказать: "Если на самом деле Он не желает преступности преступного, то как может существовать в Его мире нечто, что Ему не благоугодно и чего Он не желает?" Ответ очевиден: для нас немыслимо, чтобы Премудрый допустил у Себя нечто, чего Он не желает и к чему не благоволит. Но такое верно лишь по отношению к человеку, которому претит лишь то, что ему вредно. Однако Господь гнушается преступлений, не имея в виду Себя Самого, ведь Его ничто коснуться не может. Он гнусными определяет их для нас, потому что нам они вредят. Ведь если мы грешим пред Ним, не сознавая нашего долга пред Ним, мы поступаем глупо; если мы грешим друг перед другом, мы губим нас и наше имущество. В этом смысле странным не будет, что в мире Его существует нечто, чего мы гнушаемся, и нам уточнено, что такое Ему гнусным считается применительно к нам по милости (к нам). И Писание говорит об этом определенно: "Меня ли они гневят? - речение Господа. - Самих себя, на позор себе" (Ирмеяhу 7, 19).

И еще кто-либо может сказать: "Поскольку Он знает будущее до того, как сбудется, и знает, что человек преступит слово Его, то человек преступить вынужден, чтоб Его знание исполнилось!" Выяснить эту ошибку проще, чем предыдущую. Говорящий так не имеет доказательства, что знание Творцом вещей является причиной, вызывающей их к бытию. Такое ему либо кажется, либо он говорит злоумышленно. Его заявление абсурдно, ведь если бы знание Господом вещей вызывало бы их к бытию, то они являлись бы первобытными, не имеющими начала, ибо нет начала у Его знания. Однако мы придерживаемся мнения, что Он знает вещи в их истинном виде, и обо всем вызываемом к существованию Он заранее знает, что вызовет, и обо всем, на чем человек свой выбор остановит, Он заранее знает, что тот выберет. На возражение: "Если Господь знает, что человек будет говорить, разве он может молчать?" - мы скажем с определенностью: "Если человек молчит вместо того, чтоб говорить, мы предполагаем по сути, что Господь знал об этом его молчании, и не можем предположить, будто Он знал, что человек говорить будет. Потому что Он знает конечное действие человека, совершаемое им после размышления первоначального и позднейшего, и это Он знает, как сказано: "Господь знает помыслы человека" (Псалмы 94, 11). И сказано: "Ибо Я знаю его побуждение, то, что он делает сегодня" (Речи 31, 21).

5

Я встречал людей, которые вопрошают друг друга: "Что за мудрость в том, что Он предписывает и запрещает праведному, зная о его неуклонном повиновении Ему?" Я нахожу здесь четыре аспекта: а) чтоб возвестить ему, чего Он от него желает; б) чтоб ему полагалось воздаяние полное, ведь если он будет последователен в послушании, но не в силу предписания, то не получит за такое воздаяния (полного); в) существуй возможность вознаградить за то, что предписано не было, можно было бы наказать за то, что не было запрещено, но такое несправедливо; г) он получает повеление через пророка сверх повеления, к которому пришел своим разумом, чтоб ему остерегаться и чрезвычайно бережно к тому относиться, как сказано: "И ты, когда остережешь праведного, чтоб не грешил праведный, и он не грешил, жить будет, ибо остерегался" (Йехезкель 3, 23).

И спрашивают также: "Что за мудрость посылать (пророков) к отступникам, когда заранее известно пред Ним, что те не поверят?" И полагает (задающий вопрос), что все это напрасно. Я нахожу здесь шесть аспектов. а) Если бы Он не направлял посланцев к отступникам и не определил бы для них (понятия) веры, у тех было бы оправдание, и они сказали бы: "Вот если пришел бы к нам пророк, мы бы ему поверили". б) Если бы то, что знает (Господь), на деле не осуществилось, то награда и наказание определялись бы Его знанием, а не поступками человеческими. в) Подобно тому, как чувственные и рациональные доказательства, установленные Им в мире, существуют и для верующего, и для отступника, так и доводы пророческие обращены и к верующим, и к отступникам. г) Как мы уяснили себе, предписывающий зло тому, кто такого не делал, творит зло ему и называется глупцом; тот же, кто предписывает добро тому, кто его не делал, творит ему добро и называется мудрым. д) Если предположить, что в случае, когда один добро предписывает, а другой принять не желает, предписание глупо в силу того, что оно не принято, то в случае, когда некто дурное предписывает тому, кто это принял, предписание мудро в силу того, что оно принято было. Но тогда добро и зло меняются местами, противореча их истинной сущности, и (оценивать их) будут в соответствии с принимающим их, что смысла лишено. е)Подобно тому, как (праведный и преступный) уравнены в разуме, в силе и в возможности, так надлежит им быть уравненными также в повелении и в послании. А к вышесказанному прибавлю (в ответ на утверждение, будто бессмысленно посылать к отступникам), что напрасным является лишь такое действие, от которого никто пользы не получит. Что же касается послания Господа к отступникам, даже если сами они решили пользы от того не получить и не извлечь для себя урока, то верующих и людей вообще это воспитывает и учит. Так, например, ты видишь, что люди до сих пор и на века повествуют друг другу о потопе, и о жителях Седома, и о Пар'о и т.п.

И задают вопрос: "Если человек был обречен Творцом на смерть, в наказание или для испытания, то когда преступный убьет его, как Изевель убила часть пророков (I Кн. Царей 18, 13), - что сказать о таком поступке и кому его приписать?" Мы ответим, что смерть - деяние Господа, а убийство - деяние преступного. Когда мудростью (Превечного) требуется смерть, а конкретный убийца не совершил бы убийства злоумышленно, то (на смерть обреченный) умер бы иначе. И так же в случае воровства. Когда порою Господь губит часть достояния человека, в наказание или для испытания, что скажем мы о воровстве, не будет ли оно деянием от Господа? Однако ответ таков: ущерб - деяние Господа, а воровство - деяние человеческое. Когда мудростью (Превечного) требуется нанесение определенного ущерба, но вор не похитил бы это, оно пропало бы иначе. Так в свое время отвечал Шемая и его брат императору римскому: "Мы Небесами обречены на смерть. Если ты не казнишь нас, то немало носителей пагубы у Него, чтоб нас поразить" (Таанит 18б).

И еще спрашивают: "Почему Давид за свой проступок был наказан тем, что Авшалом совершил проступок подобный или еще более тяжкий, как сказано: "Ибо ты содеял втайне, Я же содею такое на глазах у всего Исраэля и средь бела дня" (II Кн. Шемуэля 12, 12). По моему мнению, в том, что Натан возвестил Давиду, имеются две стороны: во-первых, деяние Господа, и это есть победа Авшалома и его власть и покорность ему всех бывших с Давидом, о чем сказано: "Вот Я поднимаю против тебя беду из дома твоего", а во-вторых, поступок самого Авшалома по воле его, что содержится в сказанном: "И ляжет с твоими женами при свете солнца". При этом вначале поведал о том, что Авшалом содеет Давиду по воле своей, чтоб причинить ему душевную боль.

И задают вопрос, что касается Санхерива и Неву-хаднецара и содеянного ими в мире, об убийствах и разрушениях и других преступлениях чудовищных. Как же Господь одного из них назвал Своим жезлом, как сказано о Санхериве: "О Ашур, посох гнева Моего, и жезл он" (Йешаяhу 10, 5), а о другом сказал, что он Его меч, как сказано о Невухаднецаре: "И укреплю Я рамена царя Бавеля, и вложу Я Мой меч в руку ему" (Йехезкель 30, 25)? Мы ответим, что деяние Господа применительно к этим двоим и им подобным заключается в наделении их силой и мужеством, что уподоблено мечу и жезлу, однако все, что было содеяно ими и их войсками, они содеяли по выбору своему и заслуживают наказания. И потому сказано: "Взыщу Я за плод надменного сердца царя Ашура" (Йешаяhу 10, 12), и сказано: "И воздам Я Бавелю и всем обитателям (земли) касдим за все их зло" (Ирмеяhу 51, 24).

И еще задают вопрос: "Поскольку все события совершаются по Его велению, то, когда в силу сложившихся обстоятельств (человеку) верующему приходится лгать, не Он ли его лгать принуждает?" На то имеется два ответа. Во-первых, внимательно исследовав, в силу чего человеку пришлось лгать, обнаружим причину в том, что человек ошибся при расчете своих поступков, но (ответственность) возлагает на Б-га, как сказано: "Глупость человека извратит его путь, но на Господа в обиде сердце его" (Притчи 19, 3). И, во-вторых, если (человек) пользуется разумом, которым Он его наделил, ему никогда не придется прибегнуть ко лжи. Если изречет он слово обдуманное, которое можно истолковать в переносном смысле, то (в таком случае) он говорил правду, не будучи в ответе за то, как истолкует его слова слышащий их. Так, например, наш праотец Авраhам сказал о Саре: "Моя сестра она" (В начале 12, 19; 20, 2), при этом имея в виду "моя родственница", подобно тому, как Лот был назван "братом" (там же 14, 14), ибо так говорят. Однако (слышавшие) решили, что она действительно является его сестрой. Не он, а они заслуживают порицания, потому что они поступили преступно: ведь у пришельца полагается спрашивать, в каком он состоянии и каковы его потребности, в чем он нуждается, но не принято спрашивать его о тех, кто с ним, кем они ему приходятся. И тем более, что ему уже пришлось столкнуться с подобным, как сказано: "Ибо я сказал: Только нет страха Б-жьего на месте этом и т.д." (В начале 20, 11). А поскольку о таком я уже говорил предостаточно, читателю надлежит обратиться к ответам в соответствующих местах.