Малая Еврейская Антология
Перевод Фримы Гурфинкель
К оглавлению

РАБИ ЙЕhУДА БЕН ШеМУЭЛЬ hа-ЛЕВИ (РИhаЛ)
(до 1075, Тудела - 1141)

ХАЗАР Часть II

Вдохновенный певец Циона и великий мыслитель, р. Йеhуда родился в испанском городе Тудела, находившемся под мусульманским владычеством. В юности он получил всестороннее еврейское и общее образование. После завоевания берберами мусульманской Испании положение евреев резко ухудшилось, и для р. Йеhуды начинается период десятилетних скитаний. Он занимается медициной, торговлей, собирает средства для выкупа пленников-евреев.

Жизнь в диаспоре всегда воспринималась р. Йеhудой как национальная трагедия и существование ущербное. Он верил, что только на земле Исраэля и личность, и народ могут достичь совершенства, приобщившись к единству Б-га Исраэля с избранным Им народом Исраэля, с землей Исраэля, "вратами небес", и с языком Исраэля, священным языком иврит. Не желая ограничиваться пламенными речами о Ционе и молитвами об избавлении, р. Йеhуда отправляется в путь, чтобы, поселившись на земле Исраэля, служить примером личного избавления. Тягостным было расставание с семьей, многочисленными учениками и друзьями. Впереди ждали опасности путешествия по морю и пустыне, суровые условия жизни на земле Исраэля, находившейся во власти крестоносцев. В 1140 году р. Йеhуда достиг берегов Египта и, встреченный с почетом, некоторое время оставался в Александрии и Каире. Умер он, вероятно, спустя полгода после прибытия в Египет. Согласно преданию, р. Йеhуда достиг земли Исраэля, припал к камням разрушенного Иерусалима и погиб под копытами коня сарацина.

Среди еврейских мыслителей средневековья р. Йеhуду hа-Леви можно сравнить только с РаМбаМом, что касается его влияния на последующие поколения. Особенно велико его влияние на р.Хасдая Крескаса, р.Йосефа Альбо, р.Ицхака Абарбанэля, на последователей тайного Учения, а позднее на хасидизм и на современных еврейских мыслителей.

В своей книге "Хазар" р. Йеhуда излагает основные положения иудаизма, которые открываются хазарскому царю на его пути к истине. Из вступления к книге мы узнаем, как в повторяющемся сне царь слышал обращенные к нему слова ангела: "Твое намерение угодно Творцу, но твое деяние не угодно". Желая ознакомиться с различными религиозными концепциями, царь приглашает к себе философа, христианского мудреца, мудреца-мусульманина и, наконец, мудреца-иудея. Несмотря на предубеждение, он решается на встречу с последним, убедившись, что на историю народа Исраэля и на происшедшие с ним чудеса ссылается и христианин, и мусульманин. Основную часть книги "Хазар" занимает беседа между царем и мудрецом-иудеем об особой связи между Б-гом и Его народом, об основах веры и истории народа Исраэля.

Исходной точкой учения р. Йеhуды hа-Леви является убеждение, что Б-га и Его пути познают не посредством рационального исследования, неизбежно ведущего к разногласиям, но через конкретный опыт, которого обычно удостаиваются пророки и которого удостоился народ Исраэля в период ТаНаХа; к тому же пути Господни просматриваются, хотя и не столь явственно, также и в еврейской истории периода изгнания. Философ, христианин и мусульманин доказывают существование Творца, исходя из факта существования мира. С точки зрения мудреца-иудея, содеянные с сынами Исраэля чудеса свидетельствуют о том, что у мира есть Правитель всеведающий, воздающий за добро и за зло. Он есть Б-г истории, а не только Б-г мироздания. Постепенно царь приходит к выводу, что ведение Б-га, проистекающее из непосредственной связи с Ним, предпочтительнее философского знания.

Р.Йеhуда различает в мире сферу растительную, животную и человеческую, над которой находится ступень Б-жественная, открытая пророкам, осуществляющим связь между Б-гом и человеком. От Адама до Йаакова носителями Б-жественного были отдельные люди, позднее весь народ Исраэля удостоился этого. У горы Синай все сыны Исраэля были пророками, но даже теперь, в изгнании, утратившие пророчество, они сохранили связь с Б-жественным началом благодаря исполнению заповедей. В отличие от истории других народов, которая развивается естественным путем, история народа Исраэля зависит от его близости к Б-гу или удаленности от Него. Муки в изгнании, очищающие народ от всего наносного, служат свидетельством особой связи с Б-гом. Признавая это, ни в коем случае нельзя духовно смириться с изгнанием, ибо в том причина его продолжительности.

Вся книга "Хазар" служит как бы предисловием к решению мудреца совершить восхождение и поселиться на земле Исраэля.

ХАЗАР
Часть II

28. Сказал мудрец: Воистину, корень премудрости находится в ковчеге (завета), который можно уподобить сердцу, и там (в ковчеге) десять заповедей со (всем) вытекающим из них, и это есть Тора при (ковчеге), как сказано: "И помести его при ковчеге завета Господнего" (Речи 31, 26). И оттуда исходят две премудрости: премудрость Торы, носителями которой являются священнослужители, и премудрость пророчества, носителями которой являются пророки. Они служили советниками, которые предупреждали и предостерегали народ и напоминали ему. И они - голова народа.

29. Сказал хазар: В таком случае вы теперь являете собой тело без головы и без сердца.

30. Сказал мудрец: Твои слова справедливы. Вернее сказать, даже не тело, а разбросанные кости, наподобие сухих костей, виденных (пророком) Йехезкелем. Но при всем том, царь хазарский, кости, сохранившие следы жизни и служившие некогда вместилищами для головы и сердца, для духа и души и разума, - они лучше изваянных из камня и известняка тел с головой и глазами и ушами и всеми членами, в которых никогда не пребывал дух жизни и впредь никогда не пребудет. Внешне напоминая очертания человеческие, они человеком не являются.

31. Сказал хазар: Ты прав.

32. Сказал мудрец: Народы языческие, желая уподобиться народу живому, не в силах были достичь большего, чем внешнее сходство. Они возводили для Б-га дома, но ни единого знака Б-жественного не обнаружено в них. Они становились отшельниками и назореями, чтоб к ним низошло пророчество, а оно не нисходило. Творили гнусное и гневили (Б-га) строптивостью, но на них не обрушился ни огонь с небес, ни внезапный мор в знак того, что кара им от Б-га. За все то страдало их сердце, т.е. (священный) дом, к которому они устремляются. При этом их благополучие не нарушалось, оно зависело только от их численности великой или малой, от их мощи или слабости, от их разобщенности или единства в силу естественного хода событий и в силу случая. А у нас, когда поражено наше сердце, наш Дом священный, нам гибель грозит, когда же он восстановлен будет, мы исцелимся, будь нас много или мало, при любых обстоятельствах, ибо наш Водитель и наш Царь, Который правит нами и нас поддерживает в рассеянии и в изгнании, - это Б-г жизни (жизнь дарующий).

33. Сказал хазар: Верно. Никому на ум не придет, что какая-либо из наций в подобном изгнании сумеет избежать существенных перемен вплоть до перевоплощения в нацию иную, и тем более учитывая продолжительность (изгнания). И немало наций после них исчезло, не оставив по себе памяти, и среди них Эдом и Моав и сыны Амона, и Арам и Пелешет, и Касдим, и Мадай и Парас... и многие другие.

34. Сказал мудрец: Не подумай, что, согласившись с тобой (см.30), я признал, будто мы нечто мертвое (совершенно). Ведь (в действительности) у нас есть связь с Б-жественным при посредстве Учений (письменной и устной Торы), которые Он установил заветом между нами и между Ним. Например, обрезание, о котором сказано: "и будет Мой завет на теле вашем заветом вечным" (В начале 17,13), и суббота, о которой сказано: "ибо знак это между Мною и между вами для поколений ваших" (Имена 31, 13). (И это) кроме завета с праотцами и завета Учения, который впервые был заключен с нами на Хореве, а во второй раз - в степях Моава, включая связанные с ним награду и наказание, как изложено в разделе "Когда породишь сынов" (Речи 4, 25-31) и в разделе "И будет, когда постигнут тебя" (там же 30, 1-10) и песнь "Внемлите" (там же 32, 1-43) и т.п. Нет, мы не в состоянии мертвеца, нас скорее можно сравнить с больным, которого болезнь изнурила, и все лекари признали его безнадежным, однако сам он надеется на исцеление благодаря чуду и изменению порядка естественного. Как сказано: "Оживут ли эти кости" (Йехезкель 37,3). И довершается это (сравнение народа с больным) в разделе "Вот преуспеет Мой раб" ( Йешаяhу 52, 13-15; 53, 1-12), начиная с "ни вида у него, ни красы" (53, 2), "и как бы отвращал он лицо от себя, презрен был и нами не признан" (53, 3), иначе говоря: (отворачиваются) чтоб не смотреть на его искаженную внешность и дурной вид, подобно тому, как человек, не в силах смотреть на гнусное, отворачивается. "Презрен и людьми покинут, страдалец, познавший недуг".

35. Сказал хазар: Но как можно отнести это к Исраэлю? Ведь сказано: "наши болезни он принял" (Йешаяhу 53, 4), в то время как сынов Исраэля беды постигли исключительно за их преступления!

36. Сказал мудрец: Сыны Исраэля среди народов подобны сердцу средь органов. Оно больше всех расположено к болезням и больше всех расположено к здоровью.

37. Сказал хазар: Разъясни мне подробнее.

38. Сказал мудрец: Сердцу всегда (угрожают) болезни, на него повсечасно обрушиваются тревоги и скорби, и страх, и затаенная злоба и ненависть, и любовь, и угрозы; его состояние порой меняется резко либо претерпевает изменения более или менее значительные. Кроме дурной пищи и напитков, движения и усилия, сна и пробуждения всевозможные (факторы) оказывают на него воздействие, в то время как другие органы в покое пребывают (никакого воздействия не испытывая).

39. Сказал хазар: Я уже уяснил себе, что сердце больше других органов расположено к болезням. Разъясни мне, как именно ему больше других присуще здоровье.

40. Сказал мудрец: Может ли в нем скопиться жидкость, образоваться нарыв или опухоль злокачественная или бельмо или ушиб, может ли обнаружиться утрата чувствительности или расслабленность, как в других органах?

41. Сказал хазар: Такое невозможно. Ведь даже в случаях менее серьезных наступит смерть. Поэтому сердце, исключительно чуткое из-за чистоты крови в нем и свойственного ему могущества, ощущает наименьшее пагубное воздействие и устраняет его от себя, пока устранить может, в то время как другой (орган) лишен подобной чувствительности, и жидкость в нем скапливается, вызывая болезни.

42. Сказал мудрец: Следовательно, восприимчивость и чувствительность являются причиной его болезненности, и они же способствуют устранению (болезней) в начальной стадии, прежде чем они укоренятся.

43. Сказал хазар: Верно.

44. Сказал мудрец: Итак, Б-жественное относится к нам, как душа относится к сердцу. И о том сказано: "Только вас знаю Я из всех семейств земли, потому взыщу с вас" (Амос 3,2). И это суть болезни. А здоровьем является то, о чем говорили наши мудрецы: "Прощает грехи Своего народа Исраэля, проводит поочередно" (Рош hа-Шана 17) - Он не дает нашим грехам задержаться на нас, чтобы те не привели нас к окончательной гибели. (И это в отличие) от содеянного с эмори, о котором сказано: "ибо не полна вина эмори до сих пор" (В начале 15, 16), и Он (без наказания) оставил его, пока тяжким стал недуг его преступлений, который и умертвил его. Подобно тому, как в корне своем и по прямоте естества своего сердце готово к приобщению живой души, так и сыны Исраэля ввиду их корня и естества (готовы к) приобщению Б-жественного. И подобно тому, как сердце принимает недуги от других органов, из-за вожделений печени и желудка и мужских желез в силу дурной природы, так (сынов) Исраэля постигают недуги из-за уподобления народам, как сказано: "И смешались они с народами и учились их делам" (Псалмы 106, 35).

Да не покажется тебе странным, что относительно этого сказано: "ведь наши болезни он принял" (Йешаяhу 53, 4), и вот мы в беде, а мир пребывает в покое. Однако беды, постигшие нас, служат для исправления (и возвращения) нашего к Торе, для очищения и удаления примесей чужеродных из нашей среды. И благодаря очищению нашему и исправлению мир преисполнится Б-жественным (присутствием). Как известно тебе, элементы были созданы, чтобы из них образовалась неживая природа, растения, животные, а затем человек, а затем избранное из (рода) человеческого. И все было вызвано к бытию ради того избранного для приобщения к нему Б-жественного. А избранное (в свою очередь) - ради избранного из избранного, чем являются пророки и благочестивые. Из этого исходили при составлении молитвы, которая гласит: "Возложи страх пред Тобою, Господи, Б-же наш, на всех Тобою содеянных", а затем: "дай славу народу Твоему", и вслед за этим: "праведные увидят и возрадуются", потому что они суть избранное из избранного.

45. Сказал хазар: Ты высказал (свою точку зрения), мудрец, (см.34), и привел сравнение (с сердцем), и метки были твое высказывание и сравнение. Однако (в таком случае) надлежало бы видеть среди вас отшельников и служителей больше, чем среди других!

46. Сказал мудрец: Тягостна мне твоя забывчивость, что до основ, прежде изложенных мною и тобою признанных. Ведь мы пришли к согласию: приблизиться к Б-гу можно лишь при посредстве деяний, заповеданных Б-гом. Не думаешь ли ты, что близость достижима униженностью, смирением и т.п.?

47. Сказал хазар: Воистину, так я думаю и такое читал в ваших книгах. Ведь сказано: "Что Господь, Б-г твой, спрашивает с тебя! Только бояться ..." (Речи 10, 12), и сказано: "Что Господь требует от тебя! Только вершить суд и любить милость" (Миха 6, 8). И подобных (примеров) немало.

48. Сказал мудрец: Такое и ему подобное суть законы рациональные, представляющие собой введение и предисловие к Торе Б-жественной, которую они предваряют в естественном и временном отношении. Без них не может существовать никакое человеческое общество, так что даже общество разбойников не может не принять (неких принципов) справедливости во взаимоотношениях, в противном же случае их сообществу не устоять.

Когда сыны Исраэля в непокорности своей дошли до того, что стали пренебрегать учениями рациональными и этическими, - без которых не может существовать никакая община, подобно тому, как человек не может существовать без таких естественных явлений, как еда и питье, движение и покой, сон и пробуждение, - однако при этом они соблюдали жертвоприношения и подобное этому из Учений Б-жественных, (принятых в качестве) традиции, (тогда пророк Миха от имени Господа утверждал, что) Он довольствовался бы меньшим, и говорил: "Лучше бы вам соблюдать то, что соблюдается самыми низкими из общин, а именно: принятие (принципов) справедливости и пути доброго и признание блага Творца". Ведь Учения Б-жественные могут быть исполнены в совершенстве лишь после исполнения учений этических и рациональных, а последние включают в себя принятие (принципов) справедливости и признание блага Творца. Тот же, кто не придерживается этого, как может держаться жертвоприношений и субботы и обрезания и тому подобного, чего разум не требует и не отвергает, и это представляет собой Учения, для Исраэля особые, сверх рациональных, и они наделяют его преимуществом, что касается Б-жественного (Провидения). И не дано знать, чем объясняются эти (сверхрациональные) Учения, подобно тому, как не дано знать, каким образом слава Господня нисходит в среду (сынов Исраэля), а огонь Господень нисходит на их жертвы, и каким образом слышали они речение Б-жье, и как произошло с ними все с ними происшедшее. Это относится к категории вещей, для разума неприемлемых, не будь явлений (у моря и у горы Синай), и (если бы своими глазами не) видели дерева, (превратившего горькую воду в питьевую), что неопровержимо. И потому было сказано им: "И что Господь требует от тебя" (Миха 6, 8), "всесожжения ваши прибавьте к вашим мирным жертвам и ешьте мясо" (Ирмеяhу 7, 21) и тому подобное. Возможно ли, чтоб сын Исраэля держался правосудия и любил милость, отказавшись от обрезания и субботы и Песах и других учений, и при том успеха достиг?

49. Сказал хазар: Нет, (такое невозможно), как ты уже разъяснял. Однако, по мнению философов, человек может быть праведным вне зависимости от того, к какой религии он близок, к иудейской, христианской или же им самим вымышленной. Но (в таком случае) мы вновь возвращаемся к сравнению и заключению рациональному и ухищрениям разума. И всякий будет стремиться утвердить в качестве учения то, к чему ведет его рассуждение, а такое нелепо.

50. Сказал мудрец: (Как уже упоминалось в ответе на возражение в п.46) Учение Моше предписывает нам не отшельничество, а путь серединный, при котором каждой из сил душевных и телесных место уделяется по справедливости без преувеличения, ибо чрезмерность в одном подавляет другое. (Так например) кто привержен к страстям, скудеет мыслью, и наоборот; кто превыше всего ставит победу, теряет в другом. Многочисленные посты не будут служением для того, чьи страсти и силы ослаблены, а тело истощено. Такому лучше заботиться о своем теле (и есть досыта). И также не будет служением ограничение имущества, которое обретается дозволенным образом без чрезмерных усилий, отвлекающих от мудрости и добрых дел, и тем более, если человек обременен заботами о домашних и детях и стремится (свое достояние) тратить во имя Небес (т.е. ради исполнения заповедей). В таком случае (имущество) следует умножать. Итак, наше Учение (в служении Б-гу) различает между страхом (с одной стороны) и любовью и радостью (с другой). Ты можешь приблизиться к Б-гу любым из этих путей, и при том смирение в дни поста приближает тебя к Б-гу не больше, чем радость в дни субботние и праздничные, если радость твоя целенаправлена (если она во имя Небес) и от всего сердца идет. Подобно тому, как молитва должна быть осмысленной и целеустремленной, так и радость, связанная с Его заповедью и Его Учением, должна быть осмысленной и целеустремленной, когда ты радуешься заповеди как таковой из любви к Тому, Кто ее заповедал, и познаешь благо, в ней заложенное Им для тебя. Ты как бы вступаешь в Его чертоги в качестве приглашенного к Его столу и Его благу, и ты благодаришь за это в душе и открыто (словами и проявлениями радости). И если радость, переполняющая тебя, выразится в пении и танце, это также служение и приобщенность к Б-жественному. Однако эти (пути служения и выбор между ними) Тора не оставила на произвол, все определено, поскольку люди не в состоянии установить пределы (меры и времена) для сил душевных и телесных. И назначено было, сколько требуется им покоя и действия, и назначено, сколько (урожаев) произведет земля (Исраэля), прежде чем будет покоиться в субботний год и в юбилейный, с учетом выделения десятин и т.п. И заповедал Он относительно прекращения работ в субботу и праздники и прекращения обработки земли, и все это в память об исходе из Мицраима и в память о сотворении мира, для которых общим является то, что они содеяны были по воле Б-жьей не в силу случая или естественным путем... Соблюдение субботы само по себе есть признание Б-га как бы посредством действия (а не только слов или веры). Ибо тот, кто принимает заповедь о субботе, потому что ею завершилось творение мира, тем самым признает вне всякого сомнения начало (мира). А признающий начало (мира) признает и Того, Кто положил ему начало. Тот же, кто не принимает (заповеди о субботе), не избежит сомнений, что до предвечности (мира), и не обрести ему чистой веры в Творца мира. Таким образом, соблюдение субботы к Творцу приближает больше, чем отшельничество и назорейство...