К оглавлению лекций

Зеев Дашевский

Курс "Законы семьи"

Основные категории запрещенных браков: "эрва", "исурэй-лав", мужчины из Амона и Моава, "иевама"

В прошлый раз мы рассмотрели 18-ю главу книги "Вайикра" и видели список самых строгих запретов, которые называются "арайот". Коротко, можно сказать, что понятие "эрва" определяется подавляющей частью списка 18-й главы. Не все запреты этой главы подпадают под понятие "эрва", потому что запреты мужеложества и скотоложества, и другие выходят за эти рамки. Что такое "эрва", если говорить не так формально? Это все близкородственные связи первой степени близости, плюс чужая жена, плюс жена в состоянии "нида". Из всех этих запретов мы видели, что подавляющая часть - это запреты навечно. Т.е. если этот запрет возник, то он уже никогда не может исчезнуть.Например, если женщина была женой родного дяди, то даже после развода и после смерти дяди она остается также сильно запрещенной. И даже если она была женой только после кидушин: не было нисуин, не было никакой физической связи между ними. Если он ей сделал кидушин, она с этого момента навсегда стала запрещенной рассматриваемому герою.

Другие запреты, их меньше, - запреты временные. Чужая жена, если она перестала быть чужой женой; собственная жена, если она вышла из состояния "нида", и один специфический запрет - это сестра жены. Сестра жены запрещена все время, пока жива жена. Независимо от того, продолжает существовать брак или прекратился. Но после смерти жены ее сестра перестает быть запрещенной. Таков первый раздел самых строгих запретов, которые называются "арайот".

Следующая группа - это то, что называется "исурэй- лав" или "исурэй-лавин". "Лав" - это по-арамейски "ло", = "не". Это. запреты, которые являются запретами Торы, (запрет "де-орайта"), но специфическое наказание за их нарушение отсутствует. Мы знаем общее правило, что если что-то запрещено из Торы, то наказание за это - палки, "малкот".Какие запреты входят в этот раздел - "исурэй-лавин"? Это для любого коhена запрет груша, зона и халала. Помимо этого, специфический запрет только для одного из коhенов (это коhен-гадоль), ему запрещена также вдова, (любому другому коhену вдова не запрещена. К этой же группе относятся общие запреты для всего Израиля, включая и коhенов:-1) запрет . мамзерки для "бен-Исраэль" и "бат-Исраэль" для мамзера.

Запреты, которые сформулированы в книге "Дварим", в 23-й главе, - это те, кому запрещено войти в Каhал, Собрание Всевышнего. Каhал - это общее название для трех слоев населения: Коhен, Леви, Исраэль. Эти три группы могут все между собой вступать в браки (если нет каких-то других препятствий), а вот мамзеры не могут вступать в брак или связь с этими группами народа. Мамзеры могут заключать брак между собой, а также с некоторыми другими, о которых мы скажем чуть позже.

Кроме того, 2) "бат-Исраэль" не может выходить замуж за "амони" и "моави", потому что про них сказано: не войдет в собрание моавитянин и амонитянин ни в каком поколении". Это запрет навечно, и специфика в том, что это касается только мужчин. Даже если моавитянин и амонитянин сделал гиюр, он не может жениться на еврейке, и дети и внуки до конца всех поколений не могут жениться на еврейках. А моавитянка или амонитянка, если она сделала гиюр, может немедленно выйти замуж за еврея. Моав и амон - это два народа, которые происходят от такой скандальной истории, когда дочери Лота напоили отца, и каждая зачала от него и родила сына. И эти сыновья - Моав и Бен-Ами - дали начало этим двум несимпатичным народам.

Дочери действовали во имя человечества, они думали, что больше не осталось людей на свете после катастрофы со Сдомом и Гоморой. Но, тем не менее, народы, которых они породили, очень малопривлекательны, и не из-за их происхождения, а из-за того, что они проявили черную неблагодарность по отношению к своим родственникам, к потомкам Авраама, Тора запретила их принимать в Собрание Всевышнего, т.е. в народ Израиля. Надо вам сказать, что в последние две с половиной тысячи лет этот закон носит чисто теоретический характер, поскольку, как говорят мудрецы, уже пришел Санхерив и перемешал все народы,и мы ни на одного человека не можем показать и сказать, что он из этого народа, но закон остается в полной силе, хотя мы не знаем ни одного субъекта, который бы под него подпадал.

Пока, помимо запретов для коhенов, общих запретов мы пока назвали два: мамзеры и мужчины из Амона и Моава. Следующая категория тех, кому запрещено жениться на еврейках, - это 3)мужчина, у которого повреждены детородные органы. Ему тоже Тора запретила жениться на еврейке.

Есть еще две категории запрещенных браков:4) женщина, на которой мужчина был женат, дал ей развод, после чего она вышла замуж за другого. Как только она вышла замуж за другого, она стала ему навеки запрещеной. Когда он дал ей развод, он может ее вернуть. Если они были в браке и развелись, это еще не делает ее запрещенной, если только он не коhен. Если он коhен, ему разведенная запрещена, даже его собственная жена. Но если он не коhен, то он может снова на ней жениться, за исключением ситуации, когда она успела выйти замуж за другого. Если второй муж дал ей развод или умер, то она осталась навеки запрещенной первому мужу. Это закон Торы.

И наконец, последняя категория этой группы - это 5)"иевама". Если человек умер бездетным и у него остался брат, то вдова его не может выйти замуж за другого, пока этот брат либо возьмет ее в жены, либо пройдет специальную процедуру отказа. Значит, "иевама" не может выходить замуж ни за кого постороннего, пока не будет сделан "ибум" или "халица". "Иевам" и "иевама" - это название родственных связей. "Иевам" - это брат мужа, а "иевама" - это жена брата.

Закон запрещает женщине, оставшейся вдовой, выходить замуж за посторонних мужчин в случае, если муж ее умер бездетным. Если у мужа остались дети, даже не от нее, а от другой, то весь этот закон не применим к этой ситуации. Ситуация - в специфическом случае, когда он умер, не оставив никаких детей. Тогда закон требует,чтобы либо оставшийся брат мужа взял ее в жены, либо прошел специальную процедуру отказа. Если он отказался, то она после этого - свободная женщина и может уже выйти замуж за другого. Та категория запрета, о которой мы говорим, - это ее состояние от смерти мужа до процедуры либо "ибум", либо "халица". Она запрещена любому другому мужчине.

Все это - при условии,что у него не осталось детей, т.е., если на момент его смерти у него нет детей от кого бы то ни было. Если у него есть дети от другой жены или от любой другой еврейки, то весь этот закон не имеет никакого применения к этому случаю. Это - только в том случае, если он умер бездетным. Спрашивается, что делать, если у умершего было две или больше жены? Все они в таком состоянии, пока одна из них не пройдет эту процедуру. Как только одна прошла одну из процедур, все остальные свободны и могут выходить замуж, за кого захотят. Это закон очень специфический, там есть много сторон, много больше, чем мы с вами в состоянии рассмотреть в нашем скромном по размерам курсе. Пока мы это назвали, как категорию.

Разбор понятий "зона", "халаль/халала", "груша"

Теперь нам нужно уточнить некоторые понятия, которые не сразу очевидны. Что понимается под "зона"? Я хочу уточнить, что слово "зона" и в Галахе, и в Агаде не так однозначно, как это может показаться. И в Галахе, и в комментариях к ТаНаХу имеется множество мнений об объеме смысла этого понятия. Сейчас мы, в основном,заняты Галахой. Под категорией "зона", которая запрещена коhену, понимается одно из двух. Либо это - а) женщина, которая родилась нееврейкой и сделала гиюр или осталась нееврейкой. Она для коhена находится в категории "зона".( При этом любой некоhен, если она сделала гиюр, может совершенно нормально на ней жениться, и там нет никакого ущерба.) Второй смысл этого слова - б) под "зона", которая запрещена коhену, понимается женщина, которая хоть раз вступала в запрещенную связь.

Таков объем понятия "зона", который все еще не до конца выяснен, потому что - что такое запрещенная связь? Понятно, что если женщина была в связи с неевреем, то это запрещено. Если она была в связи с мамзером, то она стала запрещенной. А вот что, если женщина находилась в состоянии гражданского брака или просто была в связи с евреем, который ей ничем не запрещен, кроме того, что это не ее муж? Она - свободная женщина была в связи временно - один раз или много лет. Теперь вопрос: перешла ли она в эту категорию запрещенности коhену? Ответ - спор, "махлокет". Вопрос о том, на каком уровне запрещены отношения свободной женщины с мужчиной, не являющимся ее мужем, - это вопрос спора: является ли это запретом Торы или установлением мудрецов? Тут есть разные мнения. Связь свободной женщины с мужчиной, безусловно, является запрещенной, но в зависимости от силы, от уровня этого запрета будет разный ответ на вопрос, разрешено ли ей после этого выходить замуж за коhена.

Основное галахическое мнение таково, что женщина становится заведомо запрещенной коhену , если она была хоть один раз в связи, которая запрещена с наказанием "карет", т.е. если это запрет "гилуй-арайот".

Надо иметь ввиду, что, ее наказывают каретом только в том случае, если она это сделала злонамеренно. Она могла это сделать по ошибке, или это могло быть насилием, где вообще с нее никакого спроса нет, и тем не менее, она становится запрещенной коhену. Это не ответственность. Я шел и даже не особенно зевал по сторонам, и - не про нас будет сказано - провалился в яму и после этого несколько месяцев провел в гипсе. Нет никакого спроса, никакой ответственности, просто бывают случаи, когда человек становится не совсем годным во всех отношениях. Так вот, женщина, которой не повезло и она была в связи с таким запрещенным мужчиной, перестает годиться в жены коhену.

И наконец, третий случай, который тоже относится к категории "зона": в) если женщина была в связи с халалем. Халаль - это негодный коhен. Т.е. он происходит от коhена, но испорченного. Это хуже, чем некоhен. И если женщина была в связи с таким вот испорченным коhеном, с халалем, - после этого она становится напрочь запрещенной коhену. Хотя для нее, как таковой, эта связь совершенно не запрещена.

Что такое халала? Первое. Это женщина, которая родилась от испорченного коhена, халаля. ("Хилуль" - это профанирование.) Либо, если нормальный коhен родил эту женщину от вдовы, если он был коhен-гадоль, или от разведенной, если он был любой коhен. Т.е. если коhен женился на разведенной и родил дочь или сына, то они называются халалим. Если коhен родил ребенка от женщины, которая ему запрещена, то статус ребенка зависит от того, как запрещена. Если связь запрещена списком "арайот", то ребенок - мамзер. Если коhен родил ребенка от связи, которая предусмотрена специфическими для коhена запретами "лав", то ребенок будет халаль, независимо от того, сын это или дочь. Есть два пути - откуда может возникать изначально халала: 1) - женщина, которая родилась от отца-коhена и запрещенной коhену матери, или если ее отец - сам коhен-халаль. И: 2) - женщина, которая была запрещена коhену и вступила с Коhеном в связь.

Понятие "груша" нам достаточно понятно, единственное, что стоит подчеркнуть, - что под разведенной понимается женщина, которая получила развод, не важно на какой стадии. После кидушин или после нисуин - все равно, она в статусе разведенной.

Группа запрещенных связей и браков, сформулированных в виде положительной заповеди ("асэ"). Некоторые наказания за нарушения запретов

Мы до сих пор видели две группы запретов Торы. Первая - "арайот", вторая "исурэй-лавин" (= не делай), и наконец - третья группа - "исурэй-асэ":то, что запрещено заповедью "делай". Как может заповедь "делай" запретить? Это очень легко. Например, есть такой специфический факт, что запрет делать работу в шаббат является, с одной стороны, заповедью "лав", не делай никакой млахи. А с другой стороны - это заповедь "асэ". Что делать? Делать покой. "Делать покой" расшифровывается на галахическом языке как несовершение млахот, и таким образом, бывает такая заповедь "асэ", которая требует неделания чего-то. Сейчас мы увидим, что есть небольшая группа запрещенных связей и браков, которая сформулирована в виде положительной заповеди в Торе. Что это за заповеди?

Это тоже в 23-й главе книги "Дварим". Говорится: "Не гнушайся эдомиянином (эдомиянин - это потомок Эсава), потому что он - Твой брат". "Не гнушайся, казалось бы, это заповедь "не делай". Это преамбула. "И также не гнушайся египтянином" (имеется в виду не нынешний египтянин, который просто араб, а египтянин, у которого мы были в рабстве.) Вот этих двух - египтянина и эдомиянина ты не отталкивай слишком. Эдомиянина - потому что он твой брат. Он на тебя выходил с мечом, но все-таки он - брат твой. И египтянина тоже не притесняй уж очень, не гнушайся им, потому что ты был у него в гостях. Гостевание специфическое, кончилось довольно круто, но, тем не менее, он тебя изначально принял по-хорошему, и ты не должен этого забывать, потому что благодарность - одно из первейших качеств, которого от нас требуют мудрецы.

И что же, после этой преамбулы, означает "не гнушайся ими? Говорится: "Дети, которые родятся у них (третье поколение) войдет к вам в Собрание Всевышнего". Пришел египтянин или эдомиянин и говорит: "Хочу стать евреем". Если он искренне хочет и мудрецы ему верят, ему говорят: "Пожалуйста". Он делает гиюр, становится евреем,и ему говорят: "Ты, египтянин первого поколения, женись от души, только не на еврейке". И на нееврейке - тоже нет. На ком же? Где возьмет жену египтянин первого поколения? Либо на египтянке, которая сделала гиюр, либо из любого другого народа, если она хочет выйти за него замуж - ей не запрещено. Здесь одинаково - мужчина и женщина, египтянин и египтянка - одно и то же. Тогда дети, которые у него родились, это египтяне второго поколения, и они опять не могут жениться на еврейках. А вот их дети, т.е. внуки первого, могут вступать в браки с евреями, и вот это заповедь "делай". Из того, что мне Тора велит принимать египтянина третьего поколения,следует, что она мне запретила принимать египтянина первого и второго поколения. Т.е. это запрет, органически входящий в требование. Тот, кто сделал гиюр, - это первое поколение, его дети - это второе, внуки могут вступать в брак с евреями.

(Ответ на вопрос из зала.) Если второе поколение вступит в брак с первым, то у них дети опять будут второго поколения. Лучше египтянину второго поколения вступать в брак либо с египтянкой второго поколения, либо с гиёрет из другого народа, где нет такого ограничения. Тогда его дети будут уже в третьем поколении.Только египтянин и эдумеянин, как вы понимаете, те же две с половиной тысячи лет - это теория, практику не к чему приложить. Потому что большинство народа перемешано, это не египтяне и адомияне, поэтому сегодня не к кому не применить требования третьего поколения. Но если к нам сегодня придет пророк и скажет: "Вот это египтянин первого поколения" (как он сохранился до наших времен - не понятно, но если скажут), нам придется ждать до третьего поколения.

[Вопрос - как мы узнаем, что это - пророк? Это вопрос не нашего курса, но так как это важный практический вопрос, я на него кратко отвечу.Тора мне сказала так. Если пророк пришел и потребовал, чтобы ты что-то сделал, а ты не сделал, тебе достается очень строгое наказание - смерть. С другой стороны, если это лжепророк, то его нужно казнить. И Тора понимает, в какое трудное положение она нас поставила и говорит: "А если ты спросишь, как мне отличить, Я тебе скажу как. Если он что-то предскажет и это не исполнилось, значит, я этого не говорил". Пока я не уверен в том, что это настоящий пророк, я не должен полагаться на его слова. Он должен прийти и предъявить мне верительную грамоту,или показать чудо, или предсказать в больших деталях близкое будущее. И раз, и другой, и десятый, и тысячный, пока в глазах всего народа он не будет утвержден, как истинный пророк. Это некоторое состояние, которое, похоже, напоминает явление сверхпроводимости. Это не то, что с каждым разом недоверие уменьшается все время еще, на небольшую величину, и требуется бесконечное число повторений. Так же, как с проводником, существует эффект, когда вдруг, скачком, его электрическое сопротивление становится равным нулю, а не очень-очень маленьким. Так в сознании народа в какой-то момент происходит скачок, и ни у кого нет сомнения, что Элиягу - истинный пророк, Йешаягу - истинный пророк, Ирмеягу - истинный пророк. Сколько таких экспериментов? Пока весь народ не будет уверен, что это - истинный пророк.]

Мы занимаемся запретами, выраженными заповедями "делай". Еще один запрет "делай" - это недевственница для первосвященника. Сказано в Торе (это книга "Вайикра, -21я глава): "Он, т.е первосвященник, коhен-гадоль, должен взять (имеется в виду кидушин) женщину-девственницу". Т.е. для первосвященника есть запрет вдовы в дополнение к разведенной (это заповедь "не делай"), а с другой стороны, есть заповедь "делай", которая требует, чтобы он женился на девственнице. Отсюда следует, что недевственница ему запрещена заповедью "асэ".

Мы сказали, какое наказание за нарушение "арайот" (это может быть карет или казнь в бейт-дине), наказание за нарушение "лавин" - палками, и, наконец, если человек нарушил запрет "асэ", то никакого наказания по закону Торы ему не полагается, но, пишет Рамбам, если бейт-дин сочтет, что следует ему прописать наказание палками "де-рабанан", то это можно. Т.е. никакого наказания по закону Торы за нарушение запрета "асэ" нет. ( оговорюсь, чтобы вы не думали, что это совсем всеобщий закон. Есть две заповеди "асэ", за которые есть наказание карет. В шаббат карет со стороны "ло таасэ". А вот две заповеди "асэ", за неисполнение которых карет, - это брит-мила и корбан Песах. Это замечание в скобках, это не относится к нашему курсу. Но здесь - запреты "асэ", если человек нарушил, - наказания из Торы нет.)

В каких случаях мудрецы могут приговорить к наказанию палками? Таких случаев множество, и мы не сильно ошибемся, если скажем, что почти всегда у них есть такая свобода. Но нужно учесть, что они не становятся наказаниями палками из Торы. Этого мудрецы не имеют права делать. Наказывать палками можно только за нарушение запрета Торы, и то в случае, когда там нет каких-то специальных обстоятельств, которые исключают это наказание палками. Есть такие категории заповедей "лав", где наказания палками нет. Я сейчас не могу входить в эту теорию, это вопрос захватывающий, но все-таки тонкий. Там же, где Тора не предусмотрела специального наказания, мудрецы, как правило, могут своей властью постановить наказание. Но это другие палки, это палки "де-рабанан". Когда его наказывают палками за нарушение "де-орайта", говорят "локе", его бьют палками. А когда мудрецы постановили, говорят "макин ото", "макот".

Категория "исурэй-мицва" (20 запретов, установленных мудрецами)

Теперь мы завершили все категории связей и браков, запрещенных Торой и переходим к некоторой очень обширной категории запретов, установленных мудрецами. Называется эта категория "исурэй-мицва". Что такое "исурэй-мицва"? Рамбам в начале "hилхот - ишут", это шестая Галаха, говорит, что существуют запреты "ми-диврей-софрим" (это некоторое тонкое подразделение, но для нас достаточно сказать. что это запрет,

установленный мудрецами), называемые "исурэй-мицва", или "шниёт", или, подробнее, "шниёт-ле-арайот". Мудрецы установили запреты, которые называются "шниет", вторые. Почему вторые? Потому что они вторые по отношению к "арайот". Если эрва, подавляющая часть списка, она нас сейчас интересует, это близость первого порядка, то шниет - это близость второго порядка. Каждая из этих женщин, запрещенных данному мужчине, называется шния, множественное число - шниет. И таких запретов, установленных мудрецами, есть двадцать.

То, что Рамбам пишет, что таких женщин двадцать, он рассматривает по отношению к мужчине. Мы можем изменить точку зрения и сказать, что есть двадцать мужчин по отношению к женщине. Вот они. Обозначения такие. Заштрихованный кружок - это эрва, а крестик внутри кружка - это шния.

Первая категория (1), первый из двадцати видов запретов - это мать матери, и причем это не только одна бабушка с материнской стороны, но этому нет перерыва, нет предела, даже мать матери матери до любого предыдущего поколения запрещена. Вторая категория (2) - мать отца матери и только. Если человек хочет жениться на прапрабабушке по отцовской линии, то это не запрещено.

[ Вопрос: мудрецы это установили, то актуально это или нет? каковы реальные шансы жениться на прабабушке? Во-первых, женщина могла становиться матерью в довольно юном возрасте, даже если не говорить об исключительных случаях. Традиция нам передает, что Батшева родила будущего царя Шломо в шесть лет, он был у нее вторым сыном. Про мужчин учтите, что Калев стал прадедушкой в 27 лет. Поэтому разница в три-четыре поколения может быть не такой гигантской. Но есть второе обстоятельство, которое выражено не только в нашей литературе: любви все возрасты покорны. А что касается продолжения - насчет того, что ее порывы благотворны, - то это ограничено некоторыми исключениями. Может быть, третье соображение такое, что, даже если это не очень встретишь на практике, это может быть существенно для какой-то структуры, как организован мир. Это нам понять уже труднее.]

Третья категория (3) - это мать отца, и этому нет перерыва до сколь угодно далекого поколения предков. Говорим про родителей, абсолютно не задав вопроса о том, были родители в браке или нет.

Четвертая категория (4) - мать отца отца, и только. Пятая (5) - жена отца отца, и этому нет перерыва, т.ч. даже жена нашего праотца Яакова запрещена каждому из ныне живущих евреев. Мы помним, что жена отца, даже если она не является матерью, это, конечно же, эрва...

(6) Жена брата отца со стороны матери. (7) Жена брата матери, будь то со стороны матери, будь то со стороны отца. Мы на схеме показали "брат матери" чтобы подчеркнуть, что, независимо от того, является ли он братом матери по отцу или по матери, его жена - запрещена.

(9) Невестка сына, и этому нет конца, даже невестка сына сына его сына до конца всех поколений, навечно запрещена, вплоть до того, что жена одного из нас является шнией для нашего праотца Яакова. Невестка сына - это жена сына сына.(Т.е. получается, что если бы наш праотец Яаков сегодня появился бы живым и здоровым и захотел бы жениться, то ни одна женщина, которая была замужем хоть за одним евреем, ему никак не была бы разрешена, по крайней мере "де-рабанан". Насчет девушки - не знаю. Наверное, ему нужно было бы жениться на гиёрет, чтобы разрешить сомнения.)

10) Невестка дочери, и только. Жена внука не различает, это сын сына или сын дочери. Эти жены на уровне внука запрещены одинаково. Но зато с правнуками дело обстоит по-разному, потому что жена сына дочери запрещена, а жена внука дочери уже не запрещена.

11) Дочь дочери сына, и только. 12) Дочь сына сына, и только. 13) Дочь дочери дочери, и только. 14) Дочь сына дочери, и только. Четыре правнучки все запрещены ему одинаково. Праправнучка ему уже не запрещена. Это очень важный момент, который нам, по-моему, в самом простом виде передал Сфорно, мы в прошлый раз читали его комментарий. Основная линия, которая является как бы заземлением, все соединены и является нулевой степенью близости, - это от отца к сыну. Они все являются нулевой степенью влизости, и жена с мужем считаются, как одно. И поэтому в любом поколении жена сына, и жена внука, и жена прапраправнука, и то же самое- прапрапрадеда, - все одно и то же. Поэтому эта линия вместе с женами уходит в бесконечность, в прошлые и будущие поколения.

15) Дочь сына сына его жены, и только. 16) Дочь дочери дочери жены, и только. Если человек сделал женщине кидушин, то тем самым, даже если он через две минуты даст ей гет, навеки запрещены ее дочь, и ее внучка "де-орайта", это арайот. А ее правнучка запрещена уже только как шния, "де-рабанан".

17) Мать матери отца жены, и только. 18) Мать отца матери жены, и только. 19) Мать матери матери жены, и только. 20) Мать отца отца жены, и только. Получается, что шниет, которым нет предела, есть четыре. Мать матери до бесконечности, и мать отца до бесконечности, и жена отца отца до бесконечности, и жена сына сына до бесконечности.