Глава 18

   1См. гл. 68.

   2Исх. 32:19.

   3Исх. 14:10.

   4Исх. 4:25.

   5Ис. 6:7. Комментаторы обращают внимание на то, что хотя эта фраза описывает пророческое видение, Рамбам понимает слово "коснулся" буквально, тогда как далее, в этой же главе он толкует слова "И подошел Авраам" иносказательно именно на том основании, что они относятся к пророческому видению. По-видимому разница объясняется тем, что стих из Исайи - прямая речь пророка, рассказывающего о своем видении, а стих об Аврааме описывает происходящее с ним извне, ср. ниже, гл. 48; ср. комментарии Ибн Каспи и Эфоди.

   6Быт. 44:18.

   7То есть единение субъекта познания с познаваемым объектом; см. гл. 68.

   8Иер. 51:9. По-видимому Рамбам понимает эту фразу таким образом: "дело о Вавилоне предстало перед небесным судом", ср. следующий пример.

   9Втор. 1:17.

   10Быт. 18:23. В конце предыдущего стиха сказано: "а Авраам еще стоит пред Господом".

   11I, 21; II, 41.

   12 - вдохновение, внушение, откровение, инспирация, дивинация, см. Нуриэль, "Различие между и ..."; Ислам, стр. 50.

   13 (). По Маймониду, особое состояние, при котором прекращается действие внешних чувств и сила воображения, освобожденная от их влияния и направляемая только откровением, достигает наивысшей активности. Это состояние именуется в Писании "пророческим видением" или просто "видением". Видение посещает пророка наяву и представляет собой более высокую ступень, чем пророческий сон (сновидение) (см. II, 41; МТ I, 1, 7). Ср. Быт. 15:12, Числ. 12:6, Дан. 10:8-9.

   14Ис. 29:13.

   15В автографе здесь появляется слово , зачеркнутое Рамбамом.

   16В автографе: "...Бога к телу или человеческого индивидуума к Богу".

   17II, 1-2.

   18Согласно автографу: "когда отсутствует тело, отсутствует и место". Ср. Аристотель, "Физика", IV, 212a30.

   19Пс. 145:18.

   20Пс. 58:2.

   21Пс. 73:28.

   22Втор. 4:7.

   23Втор. 5:24.

   24Исх. 24:2.

   25() - корень, догмат веры; см. Ислам, стр. 243.

   26В птолемеевской модели мироздания центр Земли - абсолютный низ, а периферия внешней, девятой сферы - абсолютный верх. О небесных сферах см. I, 10, прим. 6; I, 72; II, 4-5, 8-11, 19, 22, 24; III, 2-7; МТ I, 1, 3.

   27См. I, 59-60; о ступенях пророчества см. II, 32-37, 41-46.

   28Пс. 144:5.

   29, см. прим. 6 к гл. 24.

   30Иов 2:5.