К оглавлению "РАМБАМ"
К оглавлению "Морэ Невухим"
Глава 18
¬ и . Три этих слова,
то есть (приближение), (прикосновение) и (подход), иногда означают соприкосновение и сближение в пространстве, а иногда - соединение знания с
познаваемым,1 как бы уподобляемое соприкосновению тела
с телом. [Вот примеры] первого значения слова , сближения в пространстве: "Когда он приблизился
() к стану",2 "И фараон приблизился ()...".3
У слова первичное значение
- соприкосновение одного предмета с другим: "И коснулась ()
ног его",4 "И коснулся он (
) уст моих".5 Первичное значение слова - приближение одного индивидуума к другому и его
движение к нему: "И подступил
() к нему Йеhуда".6
Вторичное значение трех этих слов - единение [посредством] знания7 и приближение в постижении, а не
сближение в пространстве. [Пример] речения, где слово означает единение в знании: "Ибо достиг
() небес суд его".8 [Аналогичный пример] речения со словом : "...а дело, которое слишком трудно
для вас, доводите () до меня",9 что равнозначно выражению "давайте мне знать о нем"; значит, [данное
слово] употребляется в значении
[отношения] знания к познаваемому. [Соответствующий
пример] для слова Ѕ речение:
"И подошел () Авраам и сказал...",10 а ведь, как будет в дальнейшем
разъяснено,11 он находился
в это время в состоянии боговдохновенности12 и пророческого
транса.13 "За то, что приблизился
() народ этот, устами своими
и губами своими чтит Меня...".14
Таким образом, во всех выражениях о (приближении)15 и (подходе) [при описании отношений] между Богом, да превознесется Он, и каким-либо Его творением,16 которые ты встретишь в пророческих книгах, подразумевается указанное последнее значение этих
слов. Ведь Бог, да превознесется Он, не есть тело, как будет доказано тебе в сем трактате,17 и потому не может быть, чтобы
Он, Превознесенный, прикасался
или приближался к вещи или какая-либо
вещь приближалась или прикасалась
к Нему, да превознесется Он! Ибо с устранением телесности устраняется и место,18 и становится немыслимым любое приближение,
прикосновение или удаление, соединение или разъединение, контакт
или смежность.
И я не думаю, что ты станешь сомневаться
или колебаться по поводу того, что
стихи "Близок Господь ко всем призывающим Его",19 "Близости Божьей
желаю",20 "Близость Бога - благо
для меня",21 - что все они подразумевают приближение в знании, то есть постижение знаемого, а не приближение
в пространстве. Таковы же речения: "[Ибо кто тот великий народ, у
которого были бы боги столь] близкие
() к нему, [как Господь Бог наш, всякий раз, когда мы призываем Его]";22
"Приблизься () же и слушай [все,
что скажет Господь]";23 и "И да подойдет () Моисей один к Господу,
а они пусть не подходят".24
Разве что, если пожелаешь, ты можешь истолковать сказанное о Моисее:
"И да подойдет", - в том смысле, что он должен подойти к тому месту на горе, где почило сияние, то есть Слава Господня. Но только придерживайся принципа:25 нет разницы в том, находится
ли индивидуум в средоточии Земли или на верху девятой сферы (если бы такое было возможным)26 - он не далек
от Бога в первом случае и не близок к Нему
во втором; но приближение к Нему, да превознесется Он, - в постижении Его,
а далек от Него тот, кто пребывает в неведении о Нем. И градации приближения и удаления, понимаемых таким
образом, многочисленны. В одной
из глав сего трактата я объясню, в чем состоят эти градации в постижении.27
Что же касается речения: "...коснись () гор - и задымятся они",28 то оно является иносказанием, в котором подразумевается:
"пусть Твое повеление29 достигнет их", подобно тому как сказано: "Коснись () кости его",30 а подразумевается под этим: "Нашли
на него Твою кару".
Таким образом толкуют слово
и все формы, образованные
от него, всякий раз в зависимости
от контекста: иногда как соприкосновение тел, иногда как единение [посредством] знания и постижения какого-либо предмета; словно бы постигший
то, чего не постигал ранее, приближается к тому, от чего был далек. Пойми это.
Продолжение