К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 8

. Это имя в своем основном значении относится к месту - частному и общему.1 Затем язык расширил его [смысл] и принял его как наименование уровня и положения человека, то есть его совершенства в чем-либо,2 так что говорится, что такой-то находится на месте такого-то в таком-то отношении. Тебе известно, сколь часто носители этого языка употребляют данное значение, говоря: "занял место своих отцов",3 "был достоин4 своих отцов мудростью или благочестием5 ". Так же говорят они: "спор все еще находится на том же месте"6 - то есть в том же положении. В этом переносном смысле сказано: "Благословенна слава Господа от места Его",7 то есть в соответствии с Его статусом и огромностью Его превосходства в бытии.8 Подобно этому всякое упоминание места применительно к Богу подразумевает уровень бытия Его (да превознесется Он!), сопоставимый с которым или подобный которому невозможен, как будет доказано.9

Знай, что объясняя в сем трактате многозначность какого бы то ни было имени, мы имеем в виду не только пробудить твое внимание к тому, что упоминается в [посвященной этому] главе, - но мы раскрываем пред тобою врата и обращаем твое внимание на тот смысл этого имени, который является значимым в соответствии с целью, которая стоит перед нами, а не с целью тех, кто описывает речь какой-либо языковой общины. Так что рассматривая пророческие книги и другие сочинения мужей знания, приглядывайся ко всем именам, употребляемым там, и каждое многозначное имя бери в том из его значений, которое соответствует смыслу контекста. Ибо эти слова наши - ключ к пониманию сего трактата и подобных ему. Например, мы разъяснили в настоящей главе смысл слова "место" в изречении "Благословенна слава Господа от места Его". [На основании этого] ты должен знать, что точно такое же значение имеет слово "место" в изречении "вот, место у Меня":10 это - некая ступень созерцания, куда устремляется11 интеллект, а не взор, вдобавок к [прямому смыслу, согласно которому речь идет о] некоем месте на горе, в котором происходило уединение и обретение совершенства.


Продолжение