В связи с этим значением именуются престолом и небеса, ибо для познавшего их и размышляющего о них они указуют на величие Того, Кто наделил их бытием и движет ими, Того, Кто правит низшим миром посредством излияния их щедрот.2 Оттого говорится: "Так сказал Господь: небо - престол Мой, [а земля - подножие Мое]".3 Здесь говорится следующее: "оно указывает на Мое существование, величие и могущество подобно тому, как престол указывает на величие того, кому он предназначен".
Таково убеждение, которого должны придерживаться все люди истины, а не [представлять себе] некое тело, на котором высится Божество, да превознесется Оно на великую высоту! Ибо доказано будет тебе, что Он, Превознесенный, не есть тело, а если так, то разве можно приписать Ему местопребывание и расположение на каком-либо теле? Однако дело обстоит так, как указано нами: всякое место, которое Бог почтил и отметил 4 Своим светом и сиянием, такое как Храм или небо, именуется Его престолом.
Что же касается того расширительного значения, которое язык придает [этому выражению] во фразе: "рука на престоле Господа",5 то речь идет об атрибуте величия и возвышенности, который не подобает тебе воображать чем-то отличным от Его сущности6, неким творением, которое Он сотворил. Ибо тогда выходило бы, что порой пребывает Он, Превознесенный, без престола, а порой - с ним, а это, без сомнения, - неверие, ведь уже провозглашены и сказаны слова: "Ты, Господи, пребываешь вовеки, престол Твой - из рода в род!",7 указывающие на то, что [престол] не есть нечто отделенное от Него. Поэтому здесь, как и в других подобных случаях, под словом "престол" подразумевается Его величие и превознесенность, которые не являются чем-то вне Его сущности,8 как это будет разъяснено в некоторых главах этого трактата.9