МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 15. Иеhошуа, главы 11-12

Юг Эрец Исраэль был покорен за 3 месяца
Царь Хацора с соседними царями объединился против евреев
Всевышний не оставляет Йеhошуа без помощи
Указание "их лошадей выкорчуешь". Радак: почему именно в этой войне?"
Зачем причинять животным страдания?
Всевышний отдал "объединенных врагов" в руки Израиля
Мидраш Раба: "В 3-х местах собирались идолопоклонники... и Всевышний не дал сделать этого"
Рав Миркин - объяснение Мидраша
Две причины, по которым Йеhошуа сжег Хацор
Почему все цари собрались именно в Хацоре?
Стих 15:15. Мидраш: Йеhошуа, будучи пророком, не упустил ничего, что было заповедано Моше
Когда почти вся ханаанская земля была захвачена, "много дней вел Йеhошуа с этими царями войну"
Почему Йеhошуа медлил с окончанием войны?
Йосеф не сообщает отцу, что он жив. Почему? (объяснение Рамбана)
Из текста не видно, что война была затяжная
Стих 15:20: "Потому, что от Всевышнего было укрепить их сердца..." Параллель с Паро (Рамбам)
Йеhошуа предполагал, что с выполнением своей функции он уйдет из этого мира (как было с Моше)
Йеhошуа не хотел уходить из этого мира, чтобы народ не развратился (согласно пророчеству)
Пророк Йшайа получает инструкцию пойти к царю Хискию
Желания Всевышнего и свобода выбора человека (Ийов, Каин)
Цадик - сын цадика, цадик - сын злодея
Бывает ли предназначение быть злодеем
Как человеку узнать свое предназначение?
Йеhошуа истребляет великанов. Связь с разведчиками Моше
Комментарий Раши на начало книги Берешит
Окончание описания завоевания Земли
Человек и ангел - сравнение

1. Юг Эрец Исраэль был покорен за 3 месяца

11-ая глава описывает войну с царями Севера. Мы помним, что после покорения городов Йерихо и Айа Йеhошуа, из-за хитрого обмана жителей Гивона, отозвался на их призыв защитить их от объединенных сил Южных царей ханаанской земли. В результате весь Юг был покорен "одним махом", и как объясняют комментаторы, это произошло, приблизительно, за три месяца. Естественная реакция царей Севера на эти события и описывается в начале 11-ой главы.

2. Царь Хацора с соседними царями объединился против евреев

Явин - царь Хацора, - города, который был очевидно, крупнейшей столицей Севера, обратился к соседним царям, и они объединились. В четвертом стихе дается описание, которое мы видим впервые. В описании предыдущих войн с ханаанскими народами такой фразы не было ни разу: "Вышли они и все их станы вместе с ними, народ многочисленный, как песок на морском берегу, и конница, и большое множество колесниц". До сих пор мы ни разу не встречали того, чтобы в боях ханаанейцы использовали конницу и колесницы. Это было довольно естественно, потому что в предыдущих войнах они особенно и не передвигались: они либо находились в своем городе, либо планировали воевать в каком-то очень ограниченном регионе. Там коннице было нечего делать. Здесь же были более-менее значительные перемещения и им пришлось задействовать эту силу. Может быть, они рассчитывали на то, что это позволит им переломить успех евреев. Не известно, конечно, на что именно они рассчитывали, ясно только, что конница и колесницы, действительно, были новшеством в этой войне.

3. Всевышний не оставляет Йеhошуа без помощи

В пятом стихе говорится, что они все собрались у места, которое называется Мей-Мэром, чтобы воевать с Израилем. Мы видим, что Йеhошуа предстоит война, которая требует уже самой обыкновенной военной тактики, и вероятно, военной хитрости, однако, несмотря на это, он и здесь не оставлен без помощи Всевышнего. В 6-ом стихе сказано, что Всевышний говорит Йеhошуа: "Не бойся их, потому что завтра в это время я отдаю их всех павшими перед Израилем. Их лошадей ты выкорчуешь и их колесницы сожжешь в огне". Надо понять, что означает эта инструкция "выкорчевать лошадей"? Этот вопрос разбирается в Талмуде в трактате "Авода Зара". Гемара объясняет это следующим образом - эт сусейhем теакер - "их лошадей выкорчуешь" - это означает, что отсекаются ноги лошади от колена и ниже. Очень трудно мудрецам понять и объяснить, что это за необычная и вроде бы дикая инструкция?

4. Указание "их лошадей выкорчуешь". Радак: почему именно в этой войне?"

Радак, который наиболее подробно дает обзор этой проблемы, спрашивает, какой смысл в том, что Всевышний дает эту заповедь именно в этой войне? Ни в какой другой войне Всевышний подобной заповеди никогда не давал. Он объясняет это так, что в других войнах не было конницы и колесниц, и не было места для такой заповеди. Города осаждались, велась война обычными способами (если не считать Йерихо), и в случае 5-ти царей так же не было никакой конницы. Но это не дает все-таки объяснения тому, почему дана такая странная заповедь? Радак объясняет, что Всевышний заповедовал бить лошадей и сжигать колесницы, потому что эти народы воевали, полагаясь на силу лошадей и колесниц. Поэтому Давид не зря говорит: "подведет конь, как надежда для спасения". И для того, чтобы евреи не захватили эту конницу и эти колесницы себе, и не стали в будущем полагаться на победу только потому, что у них есть эта сила ("танки"), поскольку это самая большая сила армии - мощная конница и колесницы. Поэтому, именно в отношении этих коней и конных колесниц был приказ так беспощадно с ними обходиться. В то же время других животных - ослов, верблюдов, вполне можно было брать в качестве трофеев безо всяких запретов. Так же и повозки, которые перетаскивались ослами, тоже можно было брать в качестве трофеев. Такое особое отношение - только к коннице.

5. Зачем причинять животным страдания?

Мудрецы задают вопрос о том, что как же можно причинять такие страдания животным, - ведь это запрещено Торой? Говорится на это, что действительно, Тора дает такой запрет, но он действует только тогда, когда в этом нет нужды или пользы для человека. Тора не запрещает зарезать животное и есть его мясо. Правда, законы зарезания животного, которые нам даны, на самом деле, учитывают, чтобы страдания животного были сведены к крайнему минимуму. Но человеку запрещено мучить животное только в том случае, если это не диктуется человеческой потребностью. Например, если требуется для спасения человека изо всех сил хлестать осла, чтобы он тянул по-больше, то на это нет запрета. В этом случае необходимо было вывести евреев из страшного заблуждения, что для успеха военной победы можно полагаться на силу коня и колесницы. Это дело было настолько важным, что из-за этого было велено подрубать ноги коням. Единственное объяснение, которое цитирует Радак, состоит именно в том, что такое малоприятное действие было необходимо для того, чтобы евреев вывести из этого страшного идолопоклонского заблуждения, что военная сила измеряется силой конницы, на которую можно положиться.

О.В. Тогда считалось, очевидно, что конь с подрубленнными ногами, - это еще не полное его уничтожение, и что он может еще жить, если поместить его в такое место, где есть для него пища. Конечно, в наше время любой человек, имеющий дело с лошадями, скажет, что коня, который сломал ногу, лучше подстрелить, чтобы он не мучился. Слово "выкорчевать" в Талмуде объясняется, как менашер - и объясняется, что не обязательно ноги отрубают, а их как бы "подсекают" с тем, чтобы конь стал непригодным в качестве боевого животного (возможно, действительно, повреждают лошади связки).

6. Всевышний отдал "объединенных врагов" в руки Израиля

В седьмом стихе говорится, что собрался к Йеhошуа весь народ боеспособный, и напали на них внезапно у Мэй-Мэром. И отдал Всевышний всех этих объединенных врагов в руки Израиля, и побили их , и преследовали до Цидона ...и т.д. В 9-ом стихе сказано, что Йеhошуа поступил с ними так, как говорил ему Всевышний, а именно: их лошадей "выкорчевал", и колесницы их сжег огнем. После этого Йеhошуа осадил Хацор, и его поразил мечом, потому что Хацор раньше был главным городом всех этих царств.

О.В. Нельзя было использовать только колесницы и коней. Все остальные повозки, как объясняют комментаторы, использовать можно. В Торе было сказано, что царь "не должен умножать себе коней, для того, чтобы не вернуть народ в Египет". Постоянно подчеркивается, что полагаться на коня - это самый страшный вид идолопоклонства. Когда человек верит в силу какой-то определенной военной машины, то это - страшное заблуждение и это очень опасно. Поэтому, было велено истребить эту силу, чтобы на нее не полагаться.

"Все города этих царей и самих царей осадил Йеhошуа, и сразил их мечом, истребив всех, как заповедовал это Моше, раб Всевышнего. И только (11:13) те города, которые прочно стоят на своих холмах (по объяснению комментаторов, это те города, у которых крепко стоят их стены), Израиль не сжег, за исключением одного только Хацора, который сжег Йеhошуа". Эта фраза требует объяснения, так как получается, что все города, которые прочно стоят, не сжег Израиль, а Хацор - сжег Йеhошуа, то есть сожгли все непрочно стоящие города (раз прочно стоящие не сожгли) и еще сожгли Хацор, который относился к "прочно-стоящим" и его сжег - Йеhошуа. О чем здесь идет речь?

7. Мидраш Раба: "В 3-х местах собирались идолопоклонники... и Всевышний не дал сделать этого"

Есть мидраш Раба к книге Берешит, к концу раздела Ваишлах, где говорится о том, что Яаков вместе со всем своим домом оставили, наконец, город Шхем и пришли в Бейт-Эль. Мидраш рассказывает: И сказал рабб Шмуэль бар Нахман: "В трех местах собирались идолопоклонники устроить войну с сыновьями Яакова, и не дал им Всевышний сделать этого, как сказано: вайhйу хата hа-Шем (и был страх Божий...)- . После всей истории со Шхемом, когда Шимон и Леви освобождали Дину, Яаков сказал им: "что же вы сделали, ведь теперь они все соберутся и перебьют нас!" Однако, ничего такого не произошло. Это - одно место, когда Всевышний не допустил этого. Второе место было в дни Йоанатана (В книге Шмуэля). Там рассказывается история про то, как филистимляне тоже хотели напасть на Израиль, но Бог не допустил этого. Третий раз - это как раз в дни йеhошуа, когда враги хотели погнаться за евреями, но не дал Всевышний им этого сделать. И они собрались в Хацоре. И сказано: рак коль hе-арим hа-омдот аль тилам ло сэрафам йисраэль зулати от-хацор левада сараф Йеhошуа (стих, который уже обсуждался).? Так объясняет Шмуэль бар Нахман, а Рабби Элиазар говорит: "ба-масорет сэрафа" - "по традиции сжег его". И: "hа-Шем амар ле-Моше, ве-Моше амар ле-Йеhошуа" - то есть: Всевышний сказал Моше, что есть такой город Хацор и его надо сжечь; Моше это передал йеhошуа, а Йеhошуа пришел и сжег (почему сжег - "сам не понимал").

Любопытно то, что мидраш несколько "вольно" обходится с хронологией, перечисляя эти три места. Он говорит, что первое место - это то, что было с Яаковым, второе место - события, происшедшие с Йонатаном, которые были позже, чем Йеhошуа, а третье место - Йеhошуа. Это происходит довольно часто, и трудно понять, зачем мидраш это делает и почему нельзя придерживаться простой последовательности?

8. Рав Миркин - объяснение Мидраша

Рав Миркин, объясняет этот мидраш следующим образом. Он объясняет так, что слово "хатат" (в случае с Яаковом) обозначает, что Всевышний послал на них (жителей Шхема) землетрясение, которое разрушило их города, и им стало уже не до погони за евреями. Он приводит объяснение из книги Йирмияhу, где имеется такой стих, который показывает, что на самом деле, слово "хатат" обозначает землетрясение. Точно так же,- говорит он, - было землетрясение и в дни Йонатана, и оно отогнало филистимлян, которые собирались против него походом. Точно так же было и в дни Йеhошуа. Он объясняет, почему все города, которые стояли "прочно", - их не сожгли. Спрашивается, какой толк сжигать города, которые не стоят прочно на своем основании? И почему вдруг выделили именно город Хацор из тех городов, которые стоят прочно, но сожгли его? Кроме того, он отмечает так же, что про другие города сказано, что их не сожгли евреи (Израиль), а про Хацор сказано, что его сжег Йеhошуа.

9. Две причины, по которым Йеhошуа сжег Хацор

По его объяснениям, картина была такая: Всевышний навел на этот район землетрясение, которое разрушило города врагов, и эти разрушенные города евреи сожгли для того, чтобы стереть их с лица земли, в то время, как города, которые стоят прочно, землетрясение не повредило, и их не сожгли. Это было сделано потому, что разрушение городов не было случайным, а оно было признаком того, что эти города надо было стереть с лица земли, именно поэтому землетрясение разрушило города только тех, кто активно воевал против Израиля. Их-то и надо было стереть с лица земли, чтобы не повадно было воевать против Израиля. Что же касается Хацора, то его сжег Йеhошуа, (несмотря на то, что Хацор остался прочно стоять на своем месте), как урок жителям Хацора, хоть они и не участвовали в этой войне. Йеhошуа, сжег этот город не за тот грех, что жители участвовали в войне, а за то, что враги из других городов собрались в этом городе. Сказано: "И все эти цари собрались в Хацоре". Комментатор отмечает, что здесь получается в любом случае трудность: если Хацор виноват, то почему его не сожгли евреи, а если он не виноват, то почему его сжег йеhошуа? - Но сожжение Хацора было выполнено согласно преданию (комментатор уже здесь перекидывается на вторую точку зрения). Была традиция: Всевышний сказал Моше, Моше сказал Йеhошуа, а Йеhошуа - сжег (по инструкции). В таком случае, добавить - нечего (и понимать - тоже нечего).

То что другие города сожгли евреи, - это значит, что они понимали и они были согласны с тем, что их следует сжечь. Когда комментатор объясняет, что Йеhошуа сжег Хацор согласно традиции, которую он получил, то тогда получается так, что народ, наверное, не совсем понимал, зачем он это делает, и люди были не очень довольны тем, что Йеhошуа сжигает город, который и не разрушен и не имеет признаков того, что на нем имеется грех. Это был большой столичный город и очень много жителей Хацора бежало. Есть такое "рациональное" объяснение, что этот город имело смысл сжечь для того, чтобы им было не повадно вернуться туда.

О.В. Из мидраша к книге Берешит можно понять так, что скорее всего к началу войны все столичные города, конечно, были укреплены, и цари жили в укрепленных городах. Если принять такую версию, что было землетрясение, которое разрушило часть из этих городов, то тогда укрепленными остались только те, которые не подлежали разрушению, в том числе и город Хацор. Возможно, что из каких-то из этих укрепленных городов жителей посылали на войну по воинской повинности, и тогда - нельзя было их упрекать. Солдата, который исполняет приказ царя, не зачисляют в военные преступники. Царь, который дает распоряжения народу, - отвечает за свои поступки, но народ, если он не проявляет какой-то добавочной активности, исполняет только свою функцию. На вопрос о том, почему выделен Хацор, если другие столицы были не менее виноваты - трудно ответить, но на вопрос о том, какого царя считать более виновным, как раз можно ответить, потому что цари были виноваты все. Безусловно, что людей всех перебили. Не ясно только, был ли среди этих городов такой, который являлся носителем специфической вражды по отношению к Израилю.

10. Почему все цари собрались именно в Хацоре?

О.В. Почему собрались именно в Хацоре? - Повидимому, потому, что Хацор был самой мощной столицей Севера. В такой версии, что Моше получил эту инструкцию от Всевышнего и передал ее Йеhошуа, вообще не обсуждается история с Хацором, а просто это находится в статусе "Галаха Моше ми Синай" - то есть получено было распоряжение, что так надо поступать, и здесь не нужно никакого обоснования. Так же, например, как невозможно спросить: почему, если меньше 4-х амот, то схах - негодный, и мы говорим, что это - искривленная стенка. Вроде бы здесь никакой логики нет, но это тоже пример "Галахи Моше ми Синай", когда дается некоторая инструкция (в данном случае - законы Сукки), которая не предполагает никакого доказательства или логического обоснования.

После того, как война с Северными царями закончилась столь успешно , евреи "захватили скот и все имущество этих городов; только людей всех истребили, не оставили в живых ни души" (11:14).

О.В. Нет никаких сомнений в том, что Йеhошуа перед началом войны посылал каждому народу из этих ханаанских народов, и может быть даже каждому городу, предложение выбирать из трех возможностей: либо уйти из этой земли, либо принять на себя исполнение 7-ми законов Ноаха и подчиниться политической власти Израиля, либо - погибнуть. Поскольку они отклонили первые 2 возможности, то заповедь, которая была передана от Моше, требовала - не оставлять в живых ни души, поэтому понятно, что у Йеhошуа не было никакого выбора.

11. Стих 15:15. Мидраш: Йеhошуа, будучи пророком, не упустил ничего, что было заповедано Моше

В 15-ом стихе говорится снова: "Как заповедал Всевышний Моше, Своему рабу, так заповедал Моше Йеhошуа, так сделал Йеhошуа: не упустил ничего из того, что заповедал Всевышний Моше". Здесь все сказано настолько подробно, что несмотря на то, что это - не Тора, и мы не ожидаем такой, как в Торе, взвешанности каждого слова и буквы, но тем не менее мидраши обращают внимание на то, зачем здесь повторяется: "ничего из того, что было заповедано Моше, Йеhошуа не упустил". Мидраш объясняет это так, что даже то, что Моше ему не передавал, Йеhошуа, будучи пророком, все равно улавливал и исполнял.

В 16-ом стихе говорится: "И взял Йеhошуа всю эту землю на горе, и весь Юг, и всю землю Гошэн, и низменность, и степь... и т.д." Подробно описывается, какие он области захватил.

О.В. Название Гошэн, по-видимому, взято по ассоциации с тем, которое было в Египте (оно встречается не первый раз).

12. Когда почти вся ханаанская земля была захвачена, "много дней вел Йеhошуа с этими царями войну"

17-ый стих кончается тем, что он "всех царей осадил и поразил и умертвил". Дальше идет 18-ый стих: "Много дней вел Йеhошуа с этими царями войну". Это вызывает определенную трудность. Если бы мудрецы не обратили наше внимание на то, что здесь есть трудность, то вероятно, можно было бы придумать какое-то объяснение. Трудность же состоит в том, что на данный момент практически вся ханаанская земля уже была захвачена: и Юг и Север; и не понятно, почему "осталось еще много дней воевать". Потом, когда Йоhошуа начнет перечислять итог всех завоеваний: всех городов и царей, которых он разгромил, то в списке этих городов будет, примерно 14 мест, которые не фигурировали в подробном описании этих сражений. Может быть, конечно, что завоевание этих 14-ти мест заняло много времени. Но если посчитать, то станет понятно, что война на Юге - заняла около 3-х месяцев, война на Севере описывается как почти молниеносная (не больше недели, в крайнем случае - месяц), а по подсчетам мудрецов завоевание Йеhошуа всей ханаанской земли длилось 7 лет! На что же они пошли?

Как уже было сказано, если бы мудрецы не сказали, что дело здесь не так просто, то можно было бы подумать, что начало войны, которое позволило захватить почти все, было молниеносным, а продолжение и конец - были затяжными. Часто так бывает, что описание в Торе или в Танахе может представить какого-то человека в довольно приличном виде, и вдруг устная традиция передает, что это - отчаянный негодяй. Например, Авимэлэх - филистимлянский царь, который разговаривает с Богом и говорит: "Я в чистоте рук своих и в невинности сердца", - то есть он вроде как чистая жертва. Но вдруг мидраш поносит его страшным образом. И это - типичное противоречие. Все это говорится к тому, что такая невинная фраза, как просто "сводка с полей сражений", про то, что Йеhошуа вел войну много дней, оказывается предметом очень серьезного обсуждения.

13. Почему Йеhошуа медлил с окончанием войны?

Про Йеhошуа сказано, что Всевышний говорит ему: "Как Я был с Моше, - так Я буду с тобой". Мудрецы толкуют это так, что "как Я был с Моше" - означает: "Как он жил 120 лет", то так и Йеhошуа предстояло прожить 120 лет. Однако, за то, что он повел себя не наилучшим образом, он был "оштрафован", и прожил всего 110 лет. В чем же он провинился? Йеhошуа стал "тянуть резину", он стал специально затягивать войну. Мудрецы здесь начинают сравнивать, как вел себя учитель и как ведет себя ученик. Когда Всевышний сказал Моше: "Отомсти за сыновей Израиля медианцам, а потом - приложишься к своему народу" (то есть - сначала отомсти, а потом - умирай), то Моше быстро поднялся и молниеносно исполнил эту задачу, хотя он и знал, что завершение задачи означает для него смерть. Йеhошуа знал, что ему предстоит завоевать и разделить эту Землю, и он стал медлить с завершением войны. В изображении мидраша Танхума Йеhошуа рассуждает таким образом: если я перебью всех этих царей, то я тут же умру, как это произошло с Моше Раббейну.

О.В. Конечно, он не был еще стар. Йеhошуа тогда было 80 с чем-то лет, но откуда ему было знать, сколько ему положено еще лет жизни?

Тогда Йеhошуа начал затягивать войну, как сказано: "Много дней вел Йеhошуа со всеми этими царями войну". И Всевышний как бы сказал ему: "Если ты так поступаешь, то Я сокращу годы твоей жизни на 10 лет". Знаменитая фраза из притчей (из Мишны Шломо): "Много мыслей в сердце человека, а замысел Всевышнего - вот что осуществится". Поэтому, скурпулезность, с которой Всевышний спрашивает с ближних, - на самом деле очень жесткая. Кто перед ним сможет оправдаться, если Он призовет к Суду? И вот, на целых 10 лет Он сократил годы жизни Йеhошуа за то что тот, боясь, что ему прийдется умереть сразу по завершении войны, стал ее затягивать. Как мы увидим, Йеhошуа кончил войну, и разделил Землю, и после этого жил еще немало лет спокойно (а мог бы жить и еще дольше). Таким образом, его опасения, что он умрет сразу после окончания войны, оказалось необоснованным.

Раши объясняет, что этот стих, про то, что Йеhошуа вел войну много дней, говорит в осуждение (в хулу) Йеhошуа, поскольку он делал это для того, чтобы продлить свои дни, так как сказано в книге Дварим: "И ты будешь руководить ими". То есть Йеhошуа знал, что он будет руководить, пока есть нужда. Надо понять также, что несмотря на все эти обвинения, у Йеhошуа были и бескорыстные основания в стремлении подольше пожить. Йеhошуа хорошо понимал, какова его функция в этом мире. Это удается понять только некоторым большим людям, таким, например, как герой текущего недельного раздела - Йосэф.

14. Йосеф не сообщает отцу, что он жив. Почему? (объяснение Рамбана)

Загадка, которую мы вспоминаем, возвращаясь к этим разделам, состоит в том, что не понятно, как мог Йосэф на протяжении двух десятилетий не сообщить отцу, что он жив? Все объяснения (первое было дано Рамбаном) сводятся к тому, что Йосэф чувствовал, что он должен довести свои пророческие сны до исполнения. Поэтому он не мог игнорировать тот факт, что согласно этим снам, отец должен был ему поклониться, и он до времени не "раскрывал свои карты". За такое объяснение на Рамбана напускаются с очень справедливой критикой. Как же можно бороться за исполнение своих снов? Ведь при этом можно "наломать немало дров". Кто вменил в обязанность гоняться за тем, чтобы сны оказались явью? Кто дал сон - тот пускай и заботится о его реализации! Есть закон - почитать отца, как же можно нарушать его ради своих снов и мучить отца, который находится в трауре два десятилетия? Этот вопрос трудно решить однозначно. Есть блестящее объяснение равва Мордэхая Элона, состоящее в том, что Йосэф, когда Яаков посылает его проведать братьев, отвечает ему : "hинени" . Это слово хорошо знакомо. Первым "hинени" говорит Авраам, а потом - Ицхак и Яаков. Все Отцы говорят это слово, когда их зовет Всевышний. Из сыновей Йосэф первый говорит это слово - "hинени" , но он говорит его не в том месте. Он говорит это не тогда, когда отец его зовет, а когда он уже дал ему поручение. Только после этого Йосэф говорит "hинени".? Что же это обозначает? Получается что-то вроде того, что человек взял телефонную трубку, ничего не сказал, а выслушав сообщение, сказал: "Я слушаю". Здесь это сказанное Йосэфом "hинени" означает: "Вот я готов исполнить это безумное поручение". Это поручение: "Проведай братьев и принеси мне результат" Йосэф понимает, как поручение установить братские отношения между сыновьями. И он понимает, что в этом - его функция. Поэтому все, что он делает, - это не воспитательная работа с братьями, так как он бы не посмел поставить себя на такую странную должность - мучить братьев. Он - цадик, и он не стал бы нарушать закон Торы: "Не мсти", и применять мучительные приемы для воспитания братьев. Все эти "номера": "шпионы", и пр. не имеют никакого оправдания в рамках какой-то ограниченной задачи. Единственное серьезное объяснение заключается в том, что Йосэф получил нестандартное задание и видел, что в исполнении этого задания заключается его функция в этом мире. Поэтому он и не сообщает отцу ничего, поскольку он задания еще не выполнил, и сообщить ему нечего.

Точно так же и Йеhошуа понимает, что его функция - это завоевание и распределение этой Земли. Ему понять было не трудно, поскольку ему это было сказано в явном виде: "ки ата танхиль эт-hа-ам hа-зе эт-hа-арец" - "Ты введешь их во владение этой Землей".

15. Из текста не видно, что война была затяжная

О.В. Конечно, не запрещается видеть из стиха 19, что война была объективно трудной и затяжной. Сказано в 19-ом стихе: "Не было ни одного города, который бы пошел на мир с Израилем, за ислючением хивийцев, которые жили в Гивоне; и все взяли в процессе войны." Ничего не сказано про то, что война была при этом трудная и затяжная. Здесь просто в продолжении предыдущего сообщается о судьбе этих городов. С другой стороны, вряд ли Йеhошуа, даже специально затягивая эту войну, писал про нее "липовые отчеты". Конечно, он на самом деле в это время воевал. Мудрецы считают реальностью то, что он затягивал войну, и это значит, что имелся способ кончить ее быстрее, а он кончил этот военный поход не самым оптимальным образом.

О.В. Поскольку из последних двух глав мы видим, что в течение месяцев было покончено с основными силами сначала Юга, а потом - Севера, и мудрецы говорят, что можно было кончить войну быстрее, а Йеhошуа вел войну много дней, то после этой информации, из 19-го стиха трудно вывести что-то в защиту Йеhошуа.

16. Стих 15:20: "Потому, что от Всевышнего было укрепить их сердца..." Параллель с Паро (Рамбам)

О.В. То, что говорит 20-ый стих - это очень важно: "Потому что от Всевышнего было укрепить их сердца, так чтобы они пошли на войну против Израиля, ради того, чтобы они были истреблены, чтобы их не помиловали, чтобы истребить их, как заповедовал Всевышний Моше". Рамбам проводит параллель с Паро: это две одинаковые, довольно трудные истории, когда казалось бы человека бьют, предварительно лишив его свободы выбора. Мы знаем, что с фараоном (и возможно, так же и в этом случае) можно построить другую схему. Есть комментаторы, которые говорят, что фараон все еще обладал свободой выбора, а ожесточение сердца, которое производилось с фараоном, было просто укреплением его способности вынести такие мучения, которые человек без поддержки, без укрепления, - не может выдержать. Однако, его желания - были его собственные желания. Это - другая точка зрения. Рамбам считает, что фараон на каком-то этапе был начисто лишен свободы выбора. Тогда возникает трудность, как же можно его бить за то, что он делал, будучи "заводной игрушкой"? Отвечают на это так, что здесь - ошибка, и что фараона бьют не за то, что он делал, когда у него не было свободы воли, а за предыдущие поступки, которые он совершал, имея свободу выбора. Бывают такие случаи, когда человек перевалил какой-то порог злодейства, и тогда в качестве наказания он превращается в "мальчика для битья", когда он делает нечто, уже не имея свободы выбора и его на глазах у всех побивают.

17. Йеhошуа предполагал, что с выполнением своей функции он уйдет из этого мира (как было с Моше)

Рамбам считает, что то же самое было и с этими хананейцами, которые настолько сильно злодействовали до этого, что теперь в качестве наказания, Всевышний их надоумил пойти всех сражаться, для того, чтобы Йеhошуа не имел уже никакого стремления заключать с ними мир и т.д., и чтобы они не учили евреев всем своим пакостям. То есть, таким образом Всевышний оказывал помощь Йеhошуа с тем, чтобы он исполнил на 100% заповедь истребить их всех.

Возвращаясь к осуждению Йеhошуа, который по утверждению мудрецов затягивал войну, надо попытаться проследить за его ходом мыслей. Мудрецы, решая эту задачу, говорят, что Йеhошуа понимал, что его функция - это завоевание и распределение Земли. Когда же война будет закончена, и распределение произведено, будут требоваться уже совсем другие функции, которые лежат не на нем. Тогда руководство перейдет к другому, и Йеhошуа прийдет черед уходить из этого мира. Точно так же было и с Моше, который довел народ до определенного рубежа, покорил царей по ту сторону Йардена - Сихона и Ога, распределил те земли, которые были у них завоеваны, и на этом его функция была закончена, и руководство перешло к Йеhошуа. Йеhошуа представлял себе, что так же будет и с ним.

18. Йеhошуа не хотел уходить из этого мира, чтобы народ не развратился (согласно пророчеству)

Однако, Йеhошуа знал и еще нечто. Он знал то пророчество, которое сообщил ему Моше, что после смерти Моше народ развратится, и: "свернут с дороги, которую я вам заповедую (говорит Моше), и пойдете служить другим богам" и т.д. Таким образом, Йеhошуа знает, что после смерти Моше народ развратится, однако же это пророчество имеет такое объяснение, что на самом деле это произойдет не после смерти Моше, а после смерти Йеhошуа, потому что пока Йеhошуа, непосредственный ученик Моше еще жив, это получается так, как-будто сам Моше еще не умер. Когда же умрет Йеhошуа, то тогда народа начнет безобразничать и делать всякие пакости. Именно поэтому Йеhошуа держался за свою жизнь не корысти ради, а ради того, чтобы народ по-дольше не развращался и не портился. Такой бескорыстный образ мыслей является типичной уловкой "ецер hа-ра", который выдает своекорыстные желания человека за верх благородства. У Йеhошуа имеется инструкция, и его дело идти и выполнять ее, а в Пути Управления Всевышнего - не вмешиваться! Ему было велено выполнить заповедь - завоевать эту Землю, и следовало делать это с максимальной эффективностью. Не его забота была бояться того, что завтра будет плохо. Это, конечно, суровая философия, но все, что этому противоположно, - есть уловка злого начала.

19. Пророк Йшайа получает инструкцию пойти к царю Хискию

Известны и другие примеры такого рода. Известна потрясающая сцена, когда пророк Йшайя получает инструкцию пойти к царю Хиския - благородному пророку, и сообщить ему, что: "ты болен, отдай распоряжения по дому, сдавай дела, потому что ты не выздоровеешь, а ты - умрешь". Хиския достойно поговорил с ним, и сказал ему: "Ну, ты свое дело сделал, выполнил поручение, и - можешь уйти, а я же займусь ремеслом, которое унаследовал от своих пращуров, от царя Давида. Он повернулся к стенке и сказал: "Если даже острый меч приставлен к моему горлу, я буду уповать на милосердие Творца". После того, как он помолился, Йшайя, который еще недалеко отошел, получил инструкцию вернуться и сказать, что он прощен и что он выздоровел. За что же такая немилость, и праведный царь получает такой суровый приговор (правда, отмененный)? Дело в том, что, будучи пророком, Хиския знал, что его дети будут злодеями, и он - не хотел жениться и их рожать! Он не хотел приводить в этот мир злодеев. Мидраш говорит, что Йшайа сказал ему: "Какое тебе дело до того, что скрыто Всевышним? Ты должен исполнять свою обязанность. Сказано тебе: "пру у-рву " - "плодитесь и размножайтесь", и дальше - не твое дело. Если твои дети даже и будут злодеями, то зато потом от них могут произойти цадики. И действительно, его сыновья были злодеями. От него произошел страшный царь Менаше, который сказал: "Ты, Йшайа, так хорошо меня научил, так теперь давай свою дочку мне в жены". Это очень важное положение Устройства этого Мира и важный урок того, как человек должен относиться к своим обязанностям в этом мире.

Именно по такому поводу мудрецы цитируют слова Шломо hа-Мелэха: "Множество мыслей в сердце человека, но замысел Всевышнего - вот что осуществится". В самом деле, несмотря на то, что Йеhошуа казалось, что он все так точно рассчитывает, он жил еще 14 лет после полного завоевания Земли Израилем и распределения ее, и он мог бы жить и еще 10 лет, и руководить народом, если бы он не был наказан за то, что он затягивал войну. Таким образом, мы видим, что Йеhошуа, пытаясь сделать лучше, на самом деле - сделал хуже. Он хотел оттянуть срок, когда народ испортится, а он его, наоборот, приблизил. Человек никогда не должен говорить, что он делал пакости из воспитательных соображений.

20. Желания Всевышнего и свобода выбора человека (Ийов, Каин)

О.В. Безусловно, на свете происходит то и только то, чего хочет Всевышний. Можно заранее "проштемпелевать" всю историю человечества от Сотворения Мира и до Конца Времен, и каждого отдельного человека, и группу людей и убедиться в этом еще раз. Волей-неволей мы периодически снова ощущаем остроту вопиющего вопроса, с которым, согласно Талмуду, обратился к Творцу Ийов. Он говорил: "Допустим, что я неправ, и что я на самом деле согрешил, но ведь это Ты таким меня создал! Что же тогда спрашивать с человека, корорый "сделан грешником"? Бык создан чистым, а осел - нечистым, и Бог не награждает быка и не наказывает осла! За что же ты тогда бьешь меня (Ийова)?" Какой может быть на это ответ? Всевышний отвечает Ийеву: "Мир устроен не так. Я создал "ецер hа-ра", но Я же создал и противоядие против него - Мою Тору. Бери ее и - сражайся! Не говори, что ты брошен в лапы врагу безоружным, - ты вооружен. У человека есть "выбор". Каин был первым, кто в явном виде бросил этот упрек Богу. Адам упрекал Его в неявном виде, он говорил: "Вот женщина, которую Ты мне дал, - она мне дала (запретный плод)". То есть получается, что Адам не виноват - ему Бог дал "такую" женщину. Каин же упрекает в явном виде: "Страж ли я брату своему?" Он как бы говорит: "Ты меня спрашиваешь, где мой брат, но ведь это Ты должен всех сторожить! Это же именно Ты сделал меня убийцей, а теперь спрашиваешь, где мой брат". Однако, человек устроен вовсе не так, потому что у него есть свобода выбора и он может решать, как действовать. Конечно, Всевышний всего "хотел", иначе Он не дал бы этому осуществиться, но каждый раз он дает возможность человеку сделать что-то по-лучше или по-хуже. От выбора человека зависит только то, в какой степени он "станет человеком".

О.В. Действительно Всевышний, как художник - мультипликатор, выслушав все наши отклики, рисует следующий кадр. Он создает Мир в каждое мгновение, но Он создает его таким, каким мы хотим его сделать. Нужны редчайшие обстоятельства, чтобы Бог вмешал Свою Божественную Волю и изменил бы "кадр" произвольно: так было с Вавилонской башней и так было со Сдомом. В этих случаях Он вмешивается и кладет чему-то конец. Потоп, конечно, тоже в ряду этих наказаний, но он несколько отличается.

О.В. Абсолютно правильно такое утверждение, что как бы человек ни старался, он не может быть уверен в результате. Это те проблемы, которые всю жизнь мучили Моше Раббейну. Он хотел добиться от Бога, чтобы все это понять. Он ради этого написал свое драматическое произведение -"Книгу Ийова", чтобы понять, как Бог управляет этим миром, как в этом различить Божественную Справедливость? Это и был его вопрос: "Покажи мне Твой Путь!" Талмуд объясняет: Моше спрашивает, "почему бывает цадик, и ему - хорошо, и это я понимаю, но почему бывет цадик - и ему плохо? Почему бывает злодей и ему плохо - это я понимаю, но почему бывает злодей - и ему хорошо?" Отвечают так: Цадик - сын цадика, и - ему хорошо, а цадик - сын злодея, и ему - нехорошо, и т.д.

21. Цадик - сын цадика, цадик - сын злодея

О.В. Совершенно верно считать, что цадик - сын злодея, который оторвался от злодейского мира и пошел совершенно другой дорогой - это великая заслуга. Цадик - сын цадика - это еще большая заслуга. Мы представляем себе так, что человеку, котрый вырос в хорошем, приличном доме, вроде бы легче идти правильной дорогой и поэтому быть сыном цадика - легче. Однако, если про человека говорят, что вот, его папа был великий праведник, а сын его, хоть и помельче, но - тоже "приличный человек", то на "Небесных весах" заслуги такого сына будут отрицательными, потому что он растратил папин капитал не полностью, в отличие от цадика - сына злодея, у которого великие заслуги. Но цадику - сыну цадика, гораздо труднее, потому что перед ним отцовская дорога, по которой можно легко топать проторенным путем, но это будет похоже на хорошо дрессированную обезьяну. Примером цадика - сына цадика может служить Ицхак - сын Авраама, который прокладывает совершенно другой путь. Он идет как бы сразу двумя путями, а прокладывать новый путь, когда перед тобой есть хороший старый путь, намного труднее, чем идти каким-то путем, когда пути - нет. Кроме того, комплексы сына великого человека - это совсем не простое явление. В некотором смысле у Йеhошуа тоже могли быть подобные комплексы, хоть он и не был сыном Моше. Не очень легкая жизнь, когда Йехошуа считают луной - приемником человека, которого сравнивают с солнцем. Однако, мы нигде не видим, чтобы Йеhошуа страдал от этих проблем. Он отлично понимает, что Моше - вне сравнения и вне всякого уподобления.

Йеhошуа - просчитался, но нет человека, который бы не совершил какой-нибудь серьезной ошибки. Мы знаем, что и Моше ошибался. У Моше был радикальный крупнейший недостаток, который состоял в том, что он был скромнее всех людей на земле. Это его главное достоинство при некотором избытке - превращается в недостаток. Там, где в некоторые моменты надо было проявить достаточную авторитарность, Моше, хоть он и имел "твердую руку", пару раз упускал нужный момент. В частности, так было в "Мей-Мерива", за что ему и был подписан приговор.

22. Бывает ли предназначение быть злодеем

О.В. Конечно, каждый человек должен выполнять свое предназначение. Однако, нельзя никак сказать, что бывает какое-то заранее предназначение кому-то стать элодеем. Бывают моменты, когда некая личность выдвинута на "роль бича", как Новуходнецар, Гитлер. Но от рождения они не были однозначно поставлены на эту роль. Человек, который уже достаточно ярко показал себя на этом пути, - получает такое назначение. Если бы он был чуть-чуть осмотрительнее, то он должен был бы пытаться отказываться, потому что обычно это назначение провокационное. Оно дается человеку, который не удержится в рамках полученного задания, а будет его перевыполнять, и будет наказан за это "на всю катушку". Известная притча про царя, который послал воспитателя побить его сына, который провинился. Когда же царь увидел, как воспитатель бьет его сына, он ворвался и закричал: "Негодяй, я послал тебя проучить сына, а ты хочешь его убить!"

23. Как человеку узнать свое предназначение?

О.В. Как человеку узнать свое предназначение? Для простых нормальных людей - это вещь практически недостижимая. Единственное, что советуют нам мудрецы - это смотреть на те инструменты, которые посылает Божественное Управление. Например, если человек получил по почте посылку один раз с лопатой, другой раз - с киркой, а третий раз - с вилами, то, наверное, стоит подумать, что ему надо заниматься сельхозработами. Инструментами, которые нам посылает Небо, являются все вещи и все ситуации, в которые мы попадаем. Если человек осмотрителен и наблюдателен, то у него есть какой-то шанс составить некое представление о своей специфической задаче. Если же - нет, то приходится "мыкаться разнорабочим", и так и не понять в результате, какая же у него профессия в этом мире. Так и бывает с большинством людей, но тем не менее, есть какие-то общечеловеческие правила, которые следует выполнять в любом случае. Дальше, если повезет, человек может по-немножку почувствовать свое призвание. Конечно, это не всегда бывает, и не всегда правильно угадывается. Мудрецы считают, что подавляющее большинство людей так и не узнает, в чем же было их конкретное предназначение в этом мире. Этот "секрет" откроется нам потом, когда мы (дай Бог) будем приглашены на просмотр "грандиозной кинопанорамы", как Божественная Справедливость разворачивается от Начала и до Конца Времен.

24. Йеhошуа истребляет великанов. Связь с разведчиками Моше

В 21-ом стихе говорится: "И в тот срок вошел Йеhошуа и истребил великанов с горы, с Хеврона, из Двира, из Анава и со всех гор Йеhуды, и со всех гор Израиля, с их городами - всех их истребил Йеhошуа". Когда Тора или пророки начинают рассказывать про великанов, то появляется естественное любопытство, потому что в каждом из нас сидит ребенок, который любит истории про великанов. По-видимому, важность этого сообщения состоит в том, что подтверждаются рассказы "горемычных" разведчиков, которых посылал Моше. Они ведь говорили, что там живут великаны. Как и во всех своих фактических сообщениях, разведчики Моше нигде не отклонились от истины: действительно, были неприступные города, а город Йерихо вообще было взять совершенно немыслимо человеческим путем, и были великаны, и большой народ, и конницы и колесницы и пр.

25. Комментарий Раши на начало книги Берешит

Можно считать, что эти свидетельства разведчиков тоже в конце концов входили в Божественный План, потому что без них трудно было бы понять длинный комментарий Раши к началу книги Берешит. Раши, цитируя рабби Ицхака, задает вопрос: Почему Тора начинает не с первой заповеди: "hа-ходеш hа-зе лахем рош ходашим" - "этот месяц для вас начало месяцев", а начинает с рассказов, которые очень интересны и поучительны, но почему же их было не поместить просто в сборник Агады, в мидраш? Тору же вроде было бы надо начать с законов Торы, с того, как нам нужно жить. Почему Тора начала с рассказа, как был Сотворен мир? Ответ дается такой, что это сделано для того, чтобы нас вооружить некоторым обоснованным ответом: когда другие народы скажут нам, что мы разбойники, и зачем мы отняли землю у других народов, то следует на это сказать, что вся земля принадлежит Всевышнему, а Он - кому хотел, тому - дал, поэтому это Он захотел - отобрать у них и дать нам. Однако, здесь возникает трудность, что такой ответ не оставляет надежды никому на свете, потому что любой бандит или ворюга, например, может сказать то же самое: Всевышнему было угодно, чтобы этот кошелек перекочевал из твоего кармана - в мой. Где же здесь грань? Поэтому, крайне важно то свидетельство, которое подтверждено в книге Йеhошуа о том, что эти города были неприступными, и эти народы были непобедимы. Мы бы никогда не справились, и не смогли бы их одолеть, если бы Всевышний не захотел отдать их нам.

26. Окончание описания завоевания Земли

23-ий стих говорит: "М взял Йеhошуа всю Землю, сделав все, что говорил Всевышний Моше, и отдал ее Йеhошуа в наследие Израилю, в соответствии с распределением ее по коленам и "ве-hа-арец шакта ми-мильхама" - "и земля успокоилась от войны". На 11-ой главе книги Йеhошуа заканчивается описание войн. Дальше, в 12-ой главе, перечисляется только список городов и царей, побежденных Йеhошуа, в 13-ой главе начинается обсуждение перераспределения земли.

О.В. В 12-ой главе, после того, как кончается описание завоевания Земли Йеhошуа, дается общий итог, включая завоевания на том берегу, которые делал Моше. Важно то, что было много земель, не захваченных Йеhошуа. Есть значительный разрыв между тем, что было обещано в Торе и тем, что захватил Йеhошуа.

27. Человек и ангел - сравнение

О.В. Никак нельзя принять такое утверждение, что для Торы все равно: человек или ангел, (если судить по примерам из Торы, когда Йосэфа встретил "иш" , а к Аврааму пришли ангелы в человеческом образе и др.). Весь упор Торы делается на том, что человек - это некое особое создание, которое не смеет и не может быть ни ангелом и ни скотиной. Человек - это некое промежуточное образование: он не так бестелесен, как ангел, он имеет потребности поесть и другие потребности и импульсы, и человек, даже если он захочет, не может достичь уровня ангелов. Точно так же ничего не выйдет у человека, который, провозгласив лозунг: "все млекопитающие - братья", захочет вернуться "назад, к природе". Человек не может быть ни дитятей природы, ни жителем Небес, он должен соединять материальное тело с Божественной душой. Поэтому человек является таковым только в той степени, в какой его отличают от ангелов недостатки, нехватки, лишения, в которых он уступает ангелам, и только за счет этого у него есть потенциал подняться выше ангелов. По поводу того, как Тора употребляет эти понятия, можно сказать, что Тора употребляет слово "иш" к такому "мужу", который иногда может быть выдающейся личностью из людей, а иногда - из ангелов. Трудно было бы понять, если бы не было мидраша, который цитирует Раши, что это за выражение: "Йосэфа в степи нашел "муж". Мидраш же сообщает не только то, что это был ангел, но он говорит, что это был ангел Габриэль. То же самое, когда Яаков борется с "мужем", он говорит: "Это ангел Эсава".

О.В. Был такой хасидский драш, про хасида, жившего 100 лет назад, и который сидел и занимался, и вдруг ему стукнуло в голову поехать выкупать пленников - это очень большая мицва. Он зашел к соседу и сказал ему: "Поехали выкупать пленников!" Тот ему ответил, что он посередине шиура, и что он не может сейчас встать и поехать. И тогда хасид сказал: "Ты помог понять мне одну вещь, которую я никак не мог понять. Когда Яаков борется с "иш" - с ангелом, Раши пишет, что это - ангел Эсава, когда Йосэфа находит "иш" , то он говорит, что это - Малах Габриэль. Откуда же Раши знает, он что - пророк? Но важно то, что когда Яаков просит благословить его, то этот "муж" отвечает, что он не может, так как торопится, а в случае с Йосэфом "муж" - задерживается, понимая, что Йосэф ищет братьев, и что это - важно".


Продолжение