К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Исход в свете классических комментариев"

      Книга Исход / Недельный раздел Ваякhель [2]

Приношение для устройства Мишкана

Следующие стихи этого недельного раздела рисуют картину, которая показывает щедрость и искренность евреев, совершающих пожертвования на священные цели:

35:21 И ПРИШЛИ – КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ПОДВИГЛО СЕРДЦЕ ЕГО, И КАЖДЫЙ, КОГО ПОБУДИЛ ДУХ ЕГО, ПРИНЕС ПРИНОШЕНИЕ ГОСПОДУ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШАТРА СВИДЕТЕЛЬСТВА, И ДЛЯ ВСЕГО СЛУЖЕНИЯ В НЕМ, И ДЛЯ СВЯЩЕННЫХ ОДЕЖД.

35:22 И ПРИШЛИ МУЖЬЯ С ЖЕНАМИ – КАЖДЫЙ, ЩЕДРЫЙ СЕРДЦЕМ, ПРИНЕС БРАСЛЕТЫ, И КОЛЬЦА, И ПЕРСТНИ, И НАТЕЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ – ВСЯКИЕ ЗОЛОТЫЕ ВЕЩИ, И ПРИХОДИЛ КАЖДЫЙ, КТО ВОЗНОСИЛ ПРИНОШЕНИЕ ЗОЛОТА ГОСПОДУ.

35:23 И КАЖДЫЙ, У КОГО БЫЛА ГОЛУБАЯ ШЕРСТЬ, ИЛИ БАГРЯНИЦА, ИЛИ ЧЕРВЛЕНИЦА, ИЛИ ЛЕН, ИЛИ КОЗЬЯ ШЕРСТЬ, ИЛИ КРАСНЫЕ БАРАНЬИ ШКУРЫ, ИЛИ ШКУРЫ ТАХАШЕЙ, ПРИНЕС ИХ.

35:24 КАЖДЫЙ ВОЗНОСЯЩИЙ ПРИНОШЕНИЕ СЕРЕБРА ИЛИ МЕДИ ПРИНЕС ИХ В ДАР ГОСПОДУ, И КАЖДЫЙ, У КОГО БЫЛО ДЕРЕВО ШИТТИМ ДЛЯ ВСЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ В РАБОТЕ, ПРИНЕС.

35:25 А КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА, МУДРАЯ СЕРДЦЕМ, СПРЯЛА СВОИМИ РУКАМИ И ПРИНЕСЛИ ПРЯЖУ, И ГОЛУБУЮ ШЕРСТЬ, И БАГРЯНИЦУ, И ЧЕРВЛЕНИЦУ, И ЛЬНЯНЫЕ НИТИ.

35:27 А ВОЖДИ ПРИНЕСЛИ КАМНИ ОНИКСЫ, И КАМНИ ОПРАВНЫЕ ДЛЯ ЭЙФОДА И ДЛЯ ХОШЕНА.

35:29 КАЖДЫЙ МУЖЧИНА И КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА, КОТОРЫХ ПОБУДИЛО СЕРДЦЕ ПРИНЕСТИ ДАР ДЛЯ ВСЕЙ РАБОТЫ, КАКУЮ ПОВЕЛЕЛ ГОСПОДЬ СДЕЛАТЬ ПОД РУКОВОДСТВОМ МОШЕ, ПРИНЕСЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ КАК ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ГОСПОДУ.

Мы видим, что пожертвования совершали "мужья и жены", "щедрые сердцем", "вожди" колен Израиля и простые евреи. Однако все эти группы объединяет одно ключевое слово – глагол "приносить", производные формы которого встречаются в стихах о пожертвованиях на строительство Мишкана девять раз.

Непрекращающийся поток добровольцев – грандиозная, впечатляющая картина! Однако еще больше впечатляет реакция мастеров, совершавших работы, которые дали совет прекратить доставку материалов и повеление, которое Моше приказал провозгласить по стану:

36:5 И СКАЗАЛИ МОШЕ ТАК: "БОЛЬШЕ ПРИНОСИТ НАРОД, НЕЖЕЛИ НУЖНО, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ РАБОТУ, КОТОРУЮ ПОВЕЛЕЛ СДЕЛАТЬ ГОСПОДЬ".
36:6 И ПРИКАЗАЛ МОШЕ, И ПРОВОЗГЛАСИЛИ ПО СТАНУ: "МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ПУСТЬ НЕ ДЕЛАЮТ БОЛЬШЕ РАБОТЫ ДЛЯ СВЯТЫХ ПРИНОШЕНИЙ!" И ПЕРЕСТАЛ НАРОД ПРИНОСИТЬ.

36:7 А СДЕЛАННОГО БЫЛО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ВСЕЙ РАБОТЫ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ ЕЕ, И ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ.

Отличительная особенность Рамбана – искать обоснование каждому фрагменту, содержащему неоправданные длинноты. Прежде всего это имеет отношения к появляющимся в тексте Торы техническим деталям или географическим подробностям, а также побочным ответвлениям от основной сюжетной линии, не имеющим на первый взгляд ни малейшего отношения к центральной теме. В этой связи возникает вопрос: для чего изложение в двух последних разделах Торы повторяется, зачем ей понадобилось многократно перечислять все детали, какую новую информацию это может нам сообщить? Рамбан считает, что данные повторения несут в себе духовный смысл, указывают на некие этические ценности.1Интересующий нас фрагмент он комментирует следующим образом:

"И взяли они у Моше следующие приношения..." (36:3) Писание упоминает: "...Больше приносит народ, нежели нужно..." (36:5) – воздавая тем самым хвалу народу, делающему столь крупные пожертвования для строительства Мишкана, и подчеркивая их верность Господу. И предводитель их славен, ибо он не нуждался ни в серебре, ни в золоте, подобно владыкам других народов мира. Как об этом сам Моше сказал Богу: "...ни у кого из них не взял я ни одного осла..." (Бемидбар 16:15).

Однако согласно словам р. Йеhуды бен Пази картина не так уж ясна (Иерусалимский Талмуд, Шкалим 1:1):

"...Каждый, щедрый сердцем, принес..." (35:22) Учил р. Йеhуда бен Пази от имени Рабби: "Можно ли читать эти стихи [о пожертвованиях] без содрогания и трепета?!" В них заслуга: "...Каждый, щедрый сердцем, принес..." (Шмот 35:22, о приношениях для Мишкана). Но в них и порицание: "И освободился весь народ от золотых колец, которые в их ушах..." (Шмот 32:3, о золотом тельце).

Еврейские мудрецы не довольствовались поверхностным прочтением текста, при котором можно заметить лишь бросающиеся в глаза детали. Они обратили внимание не только на сказуемое "приносить", встречающееся в этих стихах девять раз, но и на подлежащее, к которым они относятся. Давайте разберем, о каких категориях людей сообщает текст.

"...Каждый человек, которого подвигло сердце его, и каждый, кого побудил дух его..." (35:21);

"...Каждый, щедрый сердцем..." (35:22);

"...Каждая женщина, мудрая сердцем..." (35:25);

"Каждый мужчина и каждая женщина, которых побудило сердце..." (35:29).

И поскольку каждый отдельный стих получает свое истолкование на фоне общей картины, в глаза бросается очевидный контраст с другим "пожертвованием", о котором нам сообщает всего один стих. Обратив особое внимание на подлежащее, вы поймете, что эта картина не может не вызывать "содрогание и трепет".

32:3 И ОСВОБОДИЛСЯ ВЕСЬ НАРОД ОТ ЗОЛОТЫХ КОЛЕЦ... И ОТДАЛИ ИХ ААРОНУ.

Для создания золотого тельца требовалось лишь "освободиться" от украшений, – говоря иными словами: сбросить с себя иго Царства Небес и дать волю природным инстинктам. Соответственно в этом принимал участие "весь народ". Однако возведение Мишкана – не что иное, как обуздание Злого побуждения, принятие на себя ига Царства Небес – и, по-видимому, к этому стремились далеко не все. Поэтому в нашем контексте выделены только определенные категории приносящих. Таким образом, картина, описывающая пожертвования, содержит в себе не только поощрение, как это может показаться на первый взгляд, но и намек на осуждение; поэтому мудрецы говорят о том, что ее невозможно читать без "содрогания и трепета".

В одном из мидрашей отражена совершенно иная точка зрения на характер этих приношений.

Мидраш агада (Трума 26):

"И сделай полотнища из козьей шерсти..." (26:7) Община Израиля говорит о себе: "Черна я, но прекрасна..." (Шир hаширим 1:5). Но разве чернота и красота не исключают друг друга? С чем это можно сравнить? Принцесса совершила проступок в царском дворце. Сказал царь: "Выведите мою дочь в поле и оставьте одну: пусть зарабатывает себе на жизнь, собирая колосья вслед за простыми крестьянами". Так и поступили. Загорело лицо девушки на солнце, стала она казаться черной и безобразной. Отец же тщательно расследовал ее поступок, и выяснилось, что отнюдь не ее следует винить в случившемся, но одну из дворцовых служанок. Он сразу же простил дочь и предложил вернуться в царский дворец, и полюбил ее еще пуще прежнего. Пришли жены знатных вельмож со своими дочерями навестить смуглую принцессу. Увидели, что лицо ее черно и безобразно, стали над ней насмехаться. Спросила их принцесса: "Почему вы смотрите на меня свысока? Немного притираний и купаний, и я снова стану прекрасной и белолицей. А вы – никакие притирания и купания не обелят вас!"

Так и Израиль: когда сделали они золотого тельца, упрекнули их народы мира: "Черный люд, что содеяли вы?!" Сказала Община Израиля: "Я черна из-за поступков моих, но другими поступками я прекрасна! Я была черна в Египте, как сказано: 'Пусть отвергнет каждый мерзости [что перед] глазами его, и идолами Египта не оскверняйте себя... но идолов Египта не оставили они...'" (Йехезкель 20:7, 8). Но я была и прекрасна в Египте, благодаря крови пасхальной жертвы и крови обрезания, как сказано: "А Я проходил мимо тебя, и увидел тебя, попранную, в крови твоей, и сказал тебе: 'В крови твоей живи!' И Я сказал тебе: 'В крови твоей живи!'" (там же 16:6).

Я была черна при водах моря, как сказано: "Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих... и возмутились у моря, у Ям-Суфа" (Теhилим 106:7). Но я была и прекрасна при водах моря: "...это – Бог мой, и я прославлю Его..." (Шмот 15:2).

Я была черна у Хорева, как сказано: "И у Хорева сердили вы Господа..." (Дварим 9:8) Но я была и прекрасна у Хорева, как сказано: "Все, что говорил Господь, сделаем, и будем слушать его слова!" (Шмот 24:7).

Я была черна из-за золота, которое дала для создания золотого тельца, как сказано: "И освободился весь народ от золотых колец..." (Шмот 32:3). Но я была и прекрасна из-за золота, которое пожертвовала на постройку Мишкана, как сказано: "...каждый, щедрый сердцем, принес браслеты и кольца, и перстни, и нательные украшения, всякие золотые вещи..." (там же 35:22).

Так и Израиль – гнушаются им народы мира, не ведая, что полон он добрыми делами, как гранат зернами, а также Священным Писанием, и Мишной, и Агадой, и изустными законами и преданиями.

Целый ряд аналогий, содержащихся в процитированном мидраше, подтверждает величие народа Израиля. Если он упадет – снова поднимется; если будет повергнут – снова восстанет, и совершенный им грех будет искуплен. Если для изготовления золотого тельца они отдали лишь "золотые кольца" (32:2), то для строительства Мишкана они пожертвовали "браслеты, и кольца, и перстни, и нательные украшения – всякие золотые вещи" (35:22). И даже более того: если для изготовления золотого тельца был отдан драгоценный металл, то для строительства Мишкана было сделано гораздо более ценное пожертвование – человеческие сердца. Откуда известно, что это так? Составитель этого мидраша также не удовлетворен поверхностным просмотром текста, но прочитывает его внимательно, обращая внимание на грамматические особенности. Присмотритесь к заключительному стиху нашего фрагмента:

35:29 КАЖДЫЙ МУЖЧИНА И КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА, КОТОРЫХ ПОБУДИЛО СЕРДЦЕ ПРИНЕСТИ ДАР ДЛЯ ВСЕЙ РАБОТЫ, КАКУЮ ПОВЕЛЕЛ БОГ СДЕЛАТЬ ПОД РУКОВОДСТВОМ МОШЕ, ПРИНЕСЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ КАК ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ БОГУ.

С синтаксической точки зрения структура этого стиха содержит определенную трудность. За главным предложением "Каждый мужчина и каждая женщина..." следует придаточное, начинающееся со слов "которых побудило сердце". Однако вместо завершения главного предложения придаточным, содержащим сказуемое, появляется предложение с еще одним подлежащим: "...принесли сыны Израиля как добровольное приношение Господу". И еще одна трудность: в этом стихе содержится странное и неоправданное повторение глагола "приносить", кажущееся избыточным. В чем смысл этого удвоения: "...которых побудило сердце принести дар... принесли сыны Израиля как добровольное приношение..."? Два следующих комментатора пытаются справиться с этими трудностями.

Абраванель:

Все они принесли эти пожертвования во имя служения Господу и исполнения его заповедей, а не ради гордыни и корысти. Но "каждый мужчина и каждая женщина, которых побудило сердце принести" добровольное приношение "для всей работы, какую повелел Господь сделать" не колеблясь, принесли это "добровольное приношение Господу", – иначе говоря, совершили приношение во Имя Господа, и не для какой-нибудь иной цели.

Мальбим:

Сами пожертвования не играли большой роли для Всевышнего, ибо Он взыскивает сердца человеческие. И если в среде народа Израиля есть неимущие, которые вообще не способны делать какие-либо материальные пожертвования, они, тем не менее, могут принести в жертву собственные сердца и помыслы, думая о том, что если у них появится возможность, то и они пожертвуют средства на постройку Мишкана и на изготовление его предметов. И написано, что "каждый мужчина и каждая женщина", помышлявшие пожертвовать собственные сердца "для всей работы, какую повелел Господь сделать" (а именно: построить полностью весь Мишкан), стали "добровольным приношением Господу", которое "принесли сыны Израиля". Они были главным элементом приношения, которое было благосклонно принято Господом, словно Израиль принес их Ему в качестве жертвы.

Комментарий Абраванеля, вне всякого сомнения, оказывается более близким к буквальному смыслу текста, в то время то комментарий Мальбима соответствует глубинным смысловым пластам Писания, отражая сам дух божественного повеления. Его идея созвучна следующему изречению пророка:

ЙЕШАЯhУ
66:1 ...НЕБО – ПРЕСТОЛ МОЙ, А ЗЕМЛЯ – ПОДНОЖИЕ НОГ МОИХ, ЧТО ЭТО ЗА ДОМ, КОТОРЫЙ ВЫ МОЖЕТЕ ПОСТРОИТЬ МНЕ, И ГДЕ МЕСТО ПОКОЯ МОЕГО?
66:2 И ВСЕ ЭТО РУКА МОЯ СОТВОРИЛА, И СТАЛО ВСЕ ЭТО – СЛОВО ГОСПОДА! И НА ЭТОГО СМОТРЕТЬ БУДУ: НА СМИРЕННОГО, И СОКРУШЕННОГО ДУХОМ, И ДРОЖАЩЕГО НАД СЛОВОМ МОИМ.

Но было бы ошибкой считать, что с точки зрения Торы одних благих намерений человека достаточно, и что высказывание наших мудрецов – "Тора взыскивает сердца" – сводит на нет значимость практического деяния. Чаще других в нашем недельном разделе повторяется фраза: "и сделали они". Согласно мнению древних учителей стих "И сделают Мне Святилище, и Я буду обитать среди них" (Шмот 25:8) указывает на то, что Господь будет обитать не в Мишкане, а в сердцах евреев. Однако чтобы это произошло, народ должен прежде воздвигнуть Ему Святилище. При этом недостаточно поступать по наущению собственного сердца или под давлением субъективных религиозных эмоций, поскольку Тора требует воздвигнуть Святилище согласно сказанному:

25:9 ...ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ ОБРАЗОМ МИШКАНА И ТЕМИ ОБРАЗЦАМИ ПРЕДМЕТОВ В НЕМ, КОТОРЫЕ Я ПОКАЗЫВАЮ ТЕБЕ...

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

(1) "И пришли – каждый человек, которого подвигло сердце его, и каждый, кого побудил дух его, принес приношение Господу..." (35:21)

Рамбан:

"И пришли – каждый человек, которого подвигло сердце его..." Говорится о мастерах, занимавшихся строительством. Именно о мастерах, поскольку о добровольцах, делавших приношения, говорится не "подвигло сердце", а "побудило сердце".

А сказано "подвигло сердце" для того, чтобы пробудить в них способность к требуемым работам. Ибо среди них не было ни одного человека, который обучался бы этим ремеслам у наставника или практиковался в них самостоятельно. Однако каждый из них открыл в себе природный талант и познал, каким образом необходимо совершать то или иное действие "и возвысилось сердце его в путях Господних" [прим. авт. – поэтический образ заимствован из "Диврей hаямим"-II 17:6] для того, чтобы предстать перед Моше и сказать ему: "Я сделаю все так, как велит мой господин". И я уже писал об этом в другом месте. (Имеется в виду раздел "Ки тиса": "Смотри – призвал Я Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеhуды..." (31:2)) Теперь же текст сообщает нам о том, что "каждый человек, подвигло сердце его", пришел к Моше, чтобы внести свой вклад в строительные работы. А каждый, кого "побудило сердце", сделал добровольное приношение.

hактав веhакабала:

"...Подвигло сердце его..." Людей, совершающих пожертвования, можно разделить на две категории. Один делает пожертвования только благодаря собственным духовным силам, ибо в сердце своем он жалеет собственное имущество. Но с помощью духовных сил он покоряет собственную материальную природу и подчиняет Злое начало. Другой же совершает пожертвования и с помощью духовных, и с помощью телесных сил, ибо его материальная природа не противится против этого. О последнем сказано: "подвигло сердце его", поскольку даже сердце его радуется тому, что делает его душа. А о первом сказано: "побудил дух", ибо он совершает пожертвование только благодаря силам своего духа.

(А) Объясните, какую текстовую трудность разрешают оба комментатора?

(Б) В чем состоит разница между двумя объяснениями?

(В) На чем в большей степени акцентирует свое внимание Рамбан при разборе структуры рассматриваемого нами стиха?

Примечания

1 См. следующие примеры его комментариев, подтверждающие эту точку зрения:

"И вот годы жизни Ишмаэля..." (Брейшит 25:17);

"...И назвал этот колодец: 'Эсек'..." (там же 26:20);

"И увидел, и вот колодец в поле..." (там же 29:2, начиная со слов "Писание подробно говорит об этом... чтобы мы поняли...");

"И заметил его кто-то..." (там же 37:15, начиная со слов "Писание подробно говорит об этом... чтобы мы поняли...");

"И собрал Йосеф..." (там же 47:14);

"Даже если задерживалось облако над Мишканом..." (Бемидбар 9:19);

"И вот странствия сынов Израиля..." (там же 33:1).


Продолжение