Глава 15
1Исх. 2:4.
2Пс. 2:2.
3Числ. 16:27.
4
'. 5Пс. 119:89.
6
'. Для передачи этого смысла глаголаМаймонид оперирует на протяжении настоящей главы тремя терминами: ' устойчивый, прочный, незыблемый, т.е. самосущий, causa sui, необходимо-сущий;непрерывный, постоянный, т.е. обладающий чистой актуальностью (см. прим. 42 к Введению); вечный, бессмертный, непрекращающийся. 7Быт. 28:13.
8
'. 9Вариант перевода, отмечаемый Пинесом: "...пока с необходимостью не постигнет Того, Кто над нею". С точки зрения содержания оба варианта равноправны: тот, кто восходит в созерцании по лестнице бытия, постигает необходимо-сущее, лежащее в ее основе, и это постижение является необходимым, аподиктическим (см. прим. 25 к Посвящению).
10
'. 11По поводу различных толкований видения Иакова, предлагаемых Маймонидом, см. прим. 101 к Введению.
12Числ. 20:16. Маймонид, как и многие комментаторы, видит в этой фразе указание на Моисея. Ивритское слово
(так же как греческое aggelos - вестник) может относиться как к человеку, так и к сверхъестественному существу. Тем не менее, Рамбам подразумевает здесь и то, что пророк, восходя по Лестнице, уподобляется ангелам, т.е. "интеллектам, отделенным от материи", чистым формам (см. I, 49, II, 6). Ср. II, 34. 13Суд. 2:1.
14'
. Повеление - Божественная эманация(, см. прим. 6 к гл. 24), воспринятая, впитанная() пророком (ср. прим. 28 к гл. 2); нисхождение пророка - выражение нисхождения(, см. прим. 11 к гл. 10) этой эманации, поддерживающей и упорядочивающей существование мира( , см. прим. 2 к гл. 9 и прим. 19 к гл. 34).15Ср. платоновский миф о пещере, где узник, вышедший из пещеры и узревший свет, возвращается обратно, чтобы наставлять других узников и руководить ими ("Государство", VII, 519c-520e). Ср. у ал-Фараби (напр. в трактате "О достижении счастья", СЭТ, стр. 299) о том, что черед гражданской науки приходит после метафизики.
16См. гл. 10.
17
'. 18Исх. 33:21. Обсуждение этого стиха продолжается в следующей главе.
19См. гл. 13.
20Исх. 17:6.