Глава 55

   1См. напр. гл. 1 и примечания к ней; гл. 18-20, 35-36.

   2Ср. выше, гл. 35-36, гл. 44, гл. 52.

   3См. гл. 11.

   4См. "Физика", 202a23, 202b20.

   5См. напр. Ибн Сина, "Книга знания", Избранное, стр. 140.

   6См. выше, гл. 26, III, 19; ал-Фараби, "Трактат о взглядах..." (ФТ, стр. 203-204, Walzer, "Al-Farabi on Perfect State", pp. 56-59, 333-335), "Гражданская политика" (СЭТ, стр. 65-66).

   7Ср. "Метафизика", 1069b27-28, 1089a26-32.

   8См. ниже, гл. 69; ч. II, Введение, постулат восемнадцатый; Аристотель, "Метафизика", 1032a26, 1049b17-28; "Физика", 202a8-12.

   9См. примечания к гл. 1, в начале.

   10Ис. 40:25.

   11Там же, 18.

   12Иер. 10:6.

   13См. выше, гл. 35-36, КМ, Санhедрин, X, 1 (Тринадцать основоположений веры, основоположение третье); МТ I, 1, 1:8.

   14См. выше, гл. 34.

   15См. напр. "Физика", 201b31-32; "Метафизика", 1048b17-35, 1066a17-26.

   16Речь идет о доказательствах, излагаемых в первой главе второй части Путеводителя и основывающихся на выводах естественной науки, сформулированных во Введении к этой части. В частности понятия актуального и потенциального необходимы для доказательства существования Бога как чистой актуальности. Аналогично этому, анализ причин движения приводит к доказательству существования неподвижного Перводвигателя, анализ понятий возможного и необходимого - к понятию необходимо-сущего; ср. гл. 69.

   17Получив в результате упомянутых доказательств понятие о Боге как о чистой актуальности, либо как о неподвижном Перводвигателе или о необходимо-сущем, можно вывести из этого Его единственность, нетелесность, неизменность, неподверженность аффектам и т.д. (там же).