К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 55

Как уже говорилось ранее в различных местах настоящего трактата, все, что подразумевает телесность, непременно должно быть исключено [из представлений] о Нем.1 Точно так же подобает исключать аффекты,2 поскольку любые аффекты подразумевают изменчивость3 и поскольку то, что производит эти аффекты, несомненно не тождественно тому, что их воспринимает.4 Поэтому, если бы Он, Превознесенный, воспринимал какие бы то ни было аффекты, выходило бы, что кто-то другой воздействует на Него и изменяет Его.5 И точно так же непременно следует исключать [представления, предполагающие] в Нем какую бы то ни было лишенность,6 равно как и те, согласно которым некое совершенство иногда отсутствует у Него, а иногда - присутствует. Ибо, допустив это, мы признаем существование совершенства в потенции, а со всякой потенцией непременно связана лишенность.7 Кроме того, для перехода чего бы то ни было из потенциального состояния в актуальное необходимо актуальное существование чего-либо другого, вызывающего этот переход.8 Отсюда с необходимостью следует, что все Его совершенства должны существовать актуально и что никоим образом не присуще Ему ничто потенциальное.

К числу того, что непременно должно быть исключено из представлений о Нем, относится также и уподобление Его чему-либо среди сущего.9 Это положение осознается каждым и об этом недвусмысленно заявлено в пророческих книгах, как сказано: "И кому уподобите вы Меня, чтобы Я сравним был с ним";10 и сказано: "Кому же уподобите вы Бога? И какой образ сопоставите с Ним?";11 и сказано: "Нет подобного Тебе, Господи";12 подобных выражений - множество.13

Главный смысл вышесказанного: в соответствии с тем, что было ясно доказано, следует непременно исключать [из понятия о] Нем все ведущее к тому, [что относится к] одному из этих четырех типов, а именно все то, что подразумевает телесность; то, что подразумевает наличие аффектов и изменчивость; то, что подразумевает лишенность, например, будто Он вначале не обладал чем-либо актуально, а затем стал [обладать этим] актуально; то, что подразумевает уподобление Его чему-либо из сотворенного Им. С этим связано одно из обстоятельств, из-за которых естественные науки полезны в деле познания Божества;14 ибо всякий, кому эти науки неведомы, не осознает, что аффекты являются проявлением несовершенства, не понимает концепции потенциальности и актуальности, не знает, что лишенность с необходимостью присуща всякому потенциальному состоянию и что находящееся в потенции более несовершенно, чем то, что движется, осуществляя переход от потенции к акту, а движущееся также оказывается несовершенным по сравнению с тем, из-за чего оно движется к обретению актуальности.15 И даже тот, кому эти положения известны, а неизвестны только доказательства, не может знать конкретных утверждений, вытекающих из этих общих постулатов с непреложной необходимостью, и поэтому для него не существует возможности доказать ни существование Божества,16 ни необходимость исключения из представлений о Нем того, что относится к какому-либо из вышеупомянутых типов.17 После этого предисловия, в следующей главе, я приступлю к разъяснению немыслимости того, что мнят себе верующие в наличие у Него сущностных атрибутов; это будет понятно только тому, кто предварительно уже приобрел познания в искусстве логики и природе сущего.


Продолжение