МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 5. Иеhошуа, глава 3

И встал Иеhошуа утром ( комментарии и мидраши )
Превосходство дня над ночью (пояснение и примеры)
“Избыточность” фактов – простое обяснение этому
Странность вырожения“ Коhены - Левиты”( обяснение и мидраш)
Растановка между народом Израиля и Ковчегом Завета перед переходом Йардена
Близость между Ковчегом Завета и ковчегом с останкоми Иосефа
Иосеф – возможная причина рассечения Йардена и Красного моря
Приказ идти на определенном расстоянии от Ковчега.  Ковчег как путеводный ориентир
Очищение перед открытием Божественного Присутствия.  Двигаться за Ковчегом Завета и    движение навстречу Свитка Торы в синагоге
Расстояние до Ковчега около 2 тыс. локтей. Объяснение
5-й стих. Слово "чудеса" - во мн. числе, объяснение
Зачем нужны были чудеса при переходе через Йарден
Стих 3-й.  Два объснения выражений "Ковчег Завета Бога, Господина всей земли"
Стих 9-й.  Пространственные законы перестают работать, когда дело касается Ковчега Завета
Специфика еврейского брака - "кидушин"
"Кидушин" - связь и запрет, включающие Всевышнего
Ошибка Хавы: "От любого дерева мы можем есть, но от этого - Он сказал не ешьте";  Он - источник   запрета
Хупа и кидушин - в былые времена и сейчас
Понятие "ирусим" и его галахическая сила

1.   “И встал Иеhошуа утром ” ( комментарии и мидраши )

Первые шесть стихов 3-ей главы завершают самый первый раздел, посвященный подготовке к переходу Йардена и вступлению в Землю. В этих стихах содержится очень спокойное повествование, и никаких особых проблем здесь вроде бы не возникает: "Встал Иеhошуа утром, и они двинулись из Шиттим и прибыли к Йардену, он и все сыновья Исраэля, и заночевали там, прежде, чем перейти и т.д." Удивляет то, что мидраш интенсивно обсуждает эту фразу: "Йеhошуа встал утром". Более того, этому посвящены даже два разных мидраша. В одном обсуждается, почему он не встал ночью? И мидраш говорит, что сообщение о том, что Йеhошуа встал утром, дается для того, чтобы передать важнейшее правило: "Как только дано позволение ангелу-истребителю действовать, то тот не различает между правым и неправым, и между цадиком и злодеем, и это сообщение дается для того чтобы научить тебя входить в населенный пункт и выходить из него при свете". Вполне можно было бы подумать, что Йеhошуа вздумает встать ночью, поскольку он стоит перед решением важнейшей задачи, и мог бы сразу броситься на ее выполнение. Дальше, в другой части мидраша говорится, что "Йеhошуа встал утром", чтобы показать тебе, что "расторопные начинают исполнять заповеди сразу, как только возникает возможность их исполнять".

О.В. Вопрос о том, что это не первый раз мы сталкиваемся с такой формулировкой: "И встал утром" (как было сказано, например, про Авраама), это - вопрос интересный, и над такими вещами стоит задумываться, как над любым "открытием". Есть такое шуточное перечисление дюжины пунктов - параллелей между открытием Америки Колумбом и любым научным открытием. Пунктов оказалось много: так же трудно выбить деньги на экспедицию, как и на научное изыскание и т.д. Самым последним пунктом следует, что Колумб - не первым открыл Америку.

2.   Превосходство дня над ночью (пояснение и примеры)

Смысл того, что не надо выходить ночью, состоит в том, что даже если имеется очень важное задание, человек все равно не должен заранее полагаться на чудо. Никак нельзя не обращать внимания на явную опасность, и всегда следует ее учитывать. Если это не жизненно необходимо и можно подождать до утра, значит - рисковать не надо. Мы это учим из знаменитого места, когда Всевышний посылает Шмуэля помазать Давида на царство. На возражение Шмуэля, что Шауль может услышать его и убить, Господь не говорит ему, что он не должен ничего бояться, поскольку он выполняет мицву. Ха-Шем говорит ему: "А ты сделай вид, что ты пришел принести жертву и потихоньку помажь его".

Другая сторона мидраша, что следует выполнять заповедь, как только возникает возможность, - это то правило, которое мы учим отовсюду. Здесь особо подчеркивается, что это правило действует даже в тех случаях, когда существует возможность, что позже может быть удастся выполнить эту заповедь лучше. Мидраш приводит такие доводы. Например, нужно написать Сефэр-Тору, а в этом городе есть только посредственный сойфер, и, возможно, что через некоторое время появится сойфер получше. Однако, если нет Сефэр-Торы, следует написать даже посредственную, а не ждать, пока будет другая возможность, потому что очень часто перфекционализм может быть путем к тому, чтобы вообще не выполнять заповедь. Не совсем ясно, правда, почему это правило мы учим именно отсюда.

О.В. Прежде всего, Йерихо здесь непричем.Как можно говорить об Йерихо, (из которого евреев могли увидеть - не увидеть ночью), когда евреи находятся на восточном берегу Йардена, а йерихо - на противоположном? Мы обсуждаем сейчас то, что происходит 9-го Нисана. В ночь на 9-ое Нисана вернулись разведчики и принесли Йеhошуа утешительные сообщения о том, что дух всех хананейских народов сломлен. Утром Йеhошуа и весь народ двигаются к Йардену, где они проводят 9-ое Нисана. Потом, уже утром 10-го, начинается переход Йардена. Поэтому-то, слова: "встал Йеhошуа утром" относится к 9-ому числу, и еще далеко до "проблемы Йерихо". О.В. Почему говорится: "Йеhошуа и все сыны Израиля", хотя вроде бы никого другого тут быть и не может? Из того, что будет сказано позже, следует, что там были и эрев рав" (сброд) тоже (откуда они там взялись - трудно сказать).

3.   “Избыточность” фактов – простое обяснение этому

В первом стихе, действительно, имеется некоторая избыточность: "встал Йеhошуа утром, и они вышли из Шеттим, и достигли Йардена, он и все сыновья Израиля". Казалось бы, совершенно очевидно, что Йеhошуа идет вместе со всеми, зачем же это еще раз подчеркивается? Кли Якар дает простое объяснение явной избыточности этой части первого стиха и также конца стиха, где сказано: "и заночевали там прежде, чем перейти", что также является избыточным оборотом, так как ясно, что они сначала переночевали, и потом перешли, а не вернулись ночевать обратно. Он считает, что этот стих сообщает нам, что ночлег на восточном берегу Йардена, не был вынужденной мерой, связанной с тем, что они добрались к Йардену уже вечером и пришлось заночевать, и этот стих хочет нам сказать, что Йеhошуа встал рано утром, и тут же весь народ, уже подготовленный, двинулся вместе с ним. Дошли они до Йардена быстро и все вместе. От Шиттим до Йардена по прямой - порядка 20-ти км., то есть они могли дойти за 4-5 часов (и предполагается, что еще была помощь с Неба). Следовательно, они прибыли к Йардену еще днем и заночевали они там не вынужденно, а прежде, чем перейти. Таким образом это "прежде, чем перейти" не является избыточным обстоятельством, а причиной: они заночевали там для того, чтобы их переход происходил утром. Так было запланировано, чтобы они переходили утром, и чтобы чудо рассечения Йардена и еще одно чудо, связанное с "перелетом" Ковчега Завета через Йарден, было на виду у всего Израиля и у всех народов. Именно для того, чтобы сообщить такие "технические" факты, и понадобилось употребить эти избыточные обстоятельства. Понятно, что йарден люди переходили как-то и прежде, и чудо понадобилось не только для того, чтобы евреи оказались на том берегу, а для того, чтобы продемонстрировать некоторые очень важные вещи: Кто здесь Хозяин и Кто покровительствует этому народу.

4.   Странность вырожения “ Коhены - Левиты” (обяснение и мидраш)

Когда они прибыли на место переправы, надзиратели (шотрим) приказали народу готовиться, и дали инструкцию: "когда вы увидите Ковчег Завета вашего Бога, и что коhены - левиты несут его"... Здесь немного странно это выражение "коhены-левиты", так как мы и так знаем, что коhены происходят от Левитов.

О.В. Действительно, имя Леви происходит от слова "лелавот" - "сопровождать". По известному мидрашу Леа, которая постоянно чувствовала себя ущемленной и нелюбимой женой, родив третьего сына, сказала: "теперь мой муж будет меня сопровождать", и назвала его Леви. По мидрашу, если при рождении двух первых сыновей могла быть отговорка, что она одна справится: один на одной руке, другой - на другой, то теперь третьего положить уже некуда, и мужу прийдется ее сопровождать.

Здесь говорится, что коhены - левиты для того, чтобы, как и в некоторых других местах, подчеркнуть что слово коhен обозначает "священнослужитель". До истории с тельцом, священником в каждой семье был первенец. Временами Тора считает необходмым подчеркнуть и напомнить, что речь здесь идет о священниках - потомках Аарона из колена Леви, а не о первенцах из каждой семьи. Подчеркивание этого обстоятельства именно в данном месте, повидимому, нужно потому, что это очень важный момент некоторого качественного перехода.

5.   Растановка между народом Израиля и Ковчегом Завета перед переходом Йардена

Итак, народу дана инструкция, что когда они увидят, как коhены-левиты несут Ковчег Завета, им следует сразу же двигаться с их места и идти за ним. Эта инструкция казалась бы очень простой, если бы предлагаемый способ передвижения ни отличался бы в корне от того, который был в пустыне. Мы знаем, что в пустыне Ковчег Завета всегда был в середине лагеря: впереди шло два стана (Иеhуды и Рувена), затем шел Ковчег Завета, и потом - еще два стана. Теперь ситуация меняется, и на подходе к Йардену Ковчег идет впереди. Имеется четкое объяснение этому. Теперь, после смерти Моше, нет уже того облачного столба, который вел их в пустыне, показывая дорогу. С другой стороны, в пустыне, в отличие от Земли Израиля, нет никакой святости, и Божественное Присутствие, которое связано с Ковчегом Завета, не может идти впереди, так как святость в пустыне связана только с народом Израиля. На подходе к Земле Израиля Ковчег может уже идти впереди, потому что есть святость у самой Земли.

В 4-ом стихе говорится: "только держитесь на расстоянии между вами и им" - ах рахок йhи бейнейхем ве-бейнав. То есть, между народом и Ковчегом должно быть расстояние до 2-х тысяч локтей. Написанное, как единственное число -"бейно" читается, как множественное - "бейнав". Раши дает такое объяснение. Если бы Тора хотела написать в единственном числе, то мы бы поняли, что это потому, что есть один Ковчег Завета. Если Тора хочет написать во множественном числе, имея в виду, что там есть еще и люди, то это - тоже было бы понятно. Но то, что она пишет в единственном числе, а следует читать во множественном, - это может означать только то, что она хочет, чтобы мы понимали и то и другое.

6.   Близость между Ковчегом Завета и ковчегом с останкоми Иосефа

Ковчег с костями Йосэфа двигался рядом с Ковчегом Завета в пустыне, и мидраш говорит, что на протяжении 40 лет прохожие говорили, что это не правильно, когда ковчег с мертвым двигается рядом с Божественным Присутствием. Им на это отвечали, что поскольку останки того, кто лежит в этом ковчеге, - это останки человека, который выполнил все, что написано и лежит в ковчеге Завета, то это - правильно, и мало того, они по сути дела - один и тот же ковчег. Поэтому и получается, что их - два, но они как бы - один.

О.В. Нигде не сказано, что ковчег с останками Йосэфа несли коhены, его несли Бней Исраэль. На каком расстоянии находился один Ковчег от другого - не ясно, но скорее всего на таком, чтобы нечистота мертвого не передавалась. Повидимому, не было у них и общего навеса и пр. Поэтому, нет оснований говорить о том, что коhены могли стать нечистыми, когда они несли Ковчег Завета.

О.В. Зачем велено народу держаться на расстоянии 2-х тысяч локтей - это совершенно другое дело. Нельзя понимать опасность нечистоты из-за мертвого для коhенов таким образом, что они не могут находиться, скажем, даже на улице, если в одном из домов есть покойник. В таком случае они вообще не смогли бы передвигаться. Для них существуют законы "несоприкосновения" с мертвым, которые им следует соблюдать, в том числе запрет на посещение кладбищ.

7.   Иосеф – возможная причина рассечения Йардена и Красного моря

То что ковчег с костями Йосэфа двигается рядом с Ковчегом Завета, - это совсем не случайное обстоятельство. Мы знаем, что один из мидрашей говорит, что рассечение Красного моря происходит оттого, что оно видит останки Йосэфа: "море увидело и побежало". Параллельно этому приводится сопоставление с Йарденом, который - "отступил". Мидраш про убегание моря говорит: "море увидело того, кто убежал через окошко, а Всевышний ему сказал: "убегай от того, кто убежал". Йосеф, который сверхестественным образом, преодолев свою природу, наступил на горло своему вожделению, заслуживает того, что ради него стоит нарушить природное течение событий и заставить море убежать. По одному из вариантов мидраша, Йарден тоже "расступается" за заслуги Йосэфа. Поэтому, ковчег с останками Йосэфа шел впереди народа и здесь, а не только при пересечении Красного моря. Мидраш приводит такое объяснение, что когда евреи собирались вступить в рассекшееся море, то требовалось предъявить какой-то знак существенного различия между народом Израиля и народом Египта. Самым характерным признаком народа Египта была их погруженность в нечистоту, в том числе и в разврат. Евреи же не былы запутаны в разврат, хотя в идолопоклонство их и успели втянуть в Египте. И признаком этого как раз и был Йосэф, который как бы служил подходящей "выездной визой" из египетского рабства. Какова ситуация в этом случае, когда евреи собираются переходить через Йарден? Йарден изначально сотворен, как "страж", который служит границей Земли Израиля и Святости (границей не географической, так два колена получили надел на другой стороне), и он не пропускает народ, неподходящий по своему поведению и по своим свойствам. Эта Земля имеет очень тонкое устройство, и она изрыгает тех, кто ведет беспутный образ жизни. Поэтому, здесь опять-таки уместно предъявить Йосэфа - цадика, как символ, олицетворяющий народ. Несмотря на то, что Йосэф не относится к "авот" - "отцам", тем не менее, в некотором смысле весь народ Израиля является потомками Иосэфа, даже те, кто не принадлежит к его колену.

О.В. Останки остальных глав колен - сыновей Яакова, тоже несли, но они не были таким "знаменем" и олицетворением народа, как Йосэф.

8.  Приказ идти на определенном расстоянии от Ковчега. Ковчег как путеводный ориентир

О.В. Немного возвращаясь, попробуем разобраться в конце 3-его стиха, где сказано: "А вы двигайтесь из вашего места и идите за ним (за ковчегом), только отдаленность пусть будет между вами и им около 2-х тысяч локтей по мерке. Не приближайтесь к нему ради того, чтобы знать вам дорогу, по которой идти, потому что не проходили по этой дороге ни вчера, ни третьего дня". Имеется очень простое (даже слишком простое) объяснение этому стиху. По этому объяснению, выражение: "чтобы вы знали дорогу" - относится к концу 3-его стиха (идите за ним, чтобы знать дорогу), а что касается указания расстояния, то это сказано в скобках и является вводным оборотом. Конечно, хочется видеть в объяснении к этому довольно сложному стиху нечто более интересное. Так, например, в "философии экзистенциализма" Бугера есть такой аспект, который называется "отодвигание восприятия". Он утверждает, что невозможно воспринять объект, если его не отодвинуть на некоторое расстояние. Ребенок не научится распознавать свою мать до тех пор, пока он ни научится отдаляться от нее. Так же и это место, возможно, лучше рассматривать не как вводный оборот, а как утверждение, что для того, чтобы видеть, вам (евреям) нужно держаться на некотором расстоянии от Ковчега. Это расстояние необходимо соблюдать для того, чтобы Ковчег Завета был, действительно, путеводным ориентиром (расстояние это, примерно, один километр с небольшим). Нельзя исключать и того, что в этом месте содержится некая мистика, которую еще пока трудно разбирать.

О.В. Потерять из виду Ковчег было невозможно по той причине, что местность там совершенно ровная, это - долина Йардена.

9.   Очищение перед открытием Божественного Присутствия. Двигаться за Ковчегом Завета и    движение навстречу Свитка Торы в синагоге

О.В. Это верно, что евреи могли несколько "привыкнуть" к чудесам, так как все 40 лет они шли по пустыне среди сплошных чудес. Мидраш говорит, что предписанное здесь евреям очищение включает и натуральное очищение от нечистоты. И все это - подготовка, которая сродни той подготовке, которая требовалась перед получением Торы на Синае, потому что здесь уже речь идет не просто о чудесах, а о том, что их ожидает явное открытие Божественного Присутствия. Более торжественного повода очиститься, чем ожидание явного Божественного Присутствия, просто не бывает. Интересно отметить, что из выражения: "как двигается Ковчег, так и вы двигайтись за ним", выводят, по-видимому, обязанность, что когда в Синагоге двигается Свиток Торы, то принято не только вставать, но и пройти за ним, поскольку в Ковчеге Завета, кроме скрижалей, находился и Свиток Торы, написанный Моше.

10.   Расстояние до Ковчега около 2 тыс. локтей. Объяснение

Объяснение тому, для чего нужны были именно 2 тысячи локтей, дается такое, что из почтения к Божественному Присутствию, которое там есть, не следует подходить слишком близко. И сказано с одной стороны, что это, "примерно" - "к-", 2 тысячи, а с другой - "по мере" - "бе-мида" , то есть ровно, что как бы противоречит одно другому. Не вникая особенно в эти противоречия, основным смыслом можно считать, что 2 тысячи локтей нужны для того, чтобы не быть далеко от Ковчега, когда начнется Шаббат, так как именно на 2 тысячи локтей в шаббат нельзя удаляться от того пункта, где человек находился при наступлении Шаббата. Для того, чтобы желающие молиться в шаббат могли подойти к Ковчегу, они должны были быть немного ближе к Ковчегу, чем на 2 тысячи лотей. Поэтому-то этот пасук и начинается со слова "КА", которое всегда уменьшает. Мало того, это слово "ах" намекает именно на такое объяснение, так как оно напоминает нам стих из Торы: "ах шабатай тишмеру" - "только субботы Мои храните". То есть, это расстояние - чуть меньшее, чем 2 тысячи локтей, нужно для того же, для чего нужно - "ах шабатай тишмеру" .

11.   5-й стих. Слово "чудеса" - во мн. числе, объяснение

В конце 5-го стиха сказано: "Сказал Йеhошуа народу: "приготовьтесь и очиститесь - "hиткадшу", потому что завтра сделает Всевышний в вашей среде "нифлаот" - "чудеса". Поскольку "чудеса" сказано во множественном числе, то все мидраши и Раши объясняют, что помимо чуда расступления вод Йардена, произойдет еще не менее впечатляющее чудо: Ковчег Завета перенесется по воздуху и перенесет за собой коhенов.

О.В. Довольно сложно установить точный порядок того, что произошло при переходе Йардена. В тексте нет ни слова о полете Ковчега по воздуху, и тем не менее во всех вариантах мидрашей говорится, что Ковчег перенесся именно таким образом с восточного берега на западный.

Надо сказать, что есть еще третье чудо, которое произошло перед переходом. Когда Йеhошуа говорит народу: "Приблизьтесь" (9-ый стих), то весь народ (по мидрашу) собрался между шестами Ковчега, после чего начался переход через Йарден. Таким образом, наличие этих трех чудес вполне оправдывает множественное число, которое употребил Йеhошуа.

Грубая схема того, что происходило при переходе Йардена, следующая. Коhены, которые несут Ковчег, подходят к краю воды, и как только их ступни касаются воды, так Йарден рассекается, и весь народ переходит посуху, после чего коhены с Ковчегом возвращаются на восточный берег. Немедленно после этого вода возвращается на свое место, а коhены переносятся с Ковчегом на другой берег.

12.   Зачем нужны были чудеса при переходе через Йарден

Безусловно, могли быть более рациональные решения: коhены могли бы перейти вместе с народом, можно было бы в конце концов и не ждать расступления вод Йордена, а построить, например, мост. Кстати, этот переход осуществлялся вблизи того места, где сейчас находится мост Аленби. Словом, можно было придумать другие, не такие "зрелищные", способы перехода, но именно такие "художественные излишества", как перенос Коhенов по воздуху, нужны были для того, чтобы преподнести народу важный урок, который, как считается, народ запомнил и передает последующим поколениям. Урок этот заключается в том, что когда евреи несут Ковчег Завета, они не должны забывать, кто кого по-настоящему носит. Так же и то, что все евреи собрались вместе между шестами Ковчега, прежде чем перейти Йарден, было не просто данью обычаю "посидеть перед дорогой". Мидраш приводит интересную логику: войдя в ханаанскую землю народ мог начать жаловаться, что эта Земля слишком мала для большого народа. Когда же они все поместились между шестами Ковчега, то это было некоторым уроком, что если евреи ведут себя правильно, то им не следует ни о чем беспокоиться, просто им надо делать то, что от них требуется, и тогда все будет хорошо. Если же народ начинает жаловаться, что Тора слишком трудная, трудно ею заниматься и нести ее слишком тяжело, то их предупреждают: смотрите, не забудьте, кто кого по-настоящему носит. Если человек занимается Торой от души, то это странным образом в конце коцов не утяжеляет, а облегчает его ношу.

13.   Стих 3-й. Два объснения выражений "Ковчег Завета Бога, Господина всей земли"

Интересно отметить, что вначале (стих 3), в тексте Ковчег называется: "арон брит hа-Шем Элокейхем" - "Ковчег Завета Всевышнего, вашего Бога", а дальше он называется: "Ковчег Завета Бога, Господина всей Земли" - "арон hа-Шем адон коль hа-арец" (13-ый стих). Это, действительно, название необычайной торжественности. По прямому смыслу, конечно, надо понимать так, что это Ковчег Завета со Всевышним, который и является "Господином всей Земли". Однако, некоторые комментаторы говорят, что титул "Господин всей Земли" относится к Ковчегу, который называется "арон" - словом, которое кажется таким привычно - обыденным. Тем не менее, корень этого слова - "ор" означает то место, в котором сфокусирован Свет Всевышнего. Поэтому, он по отношению ко всему сотворенному миру является Господином всей Земли. Если вспомнить тот случай, когда Всевышний говорит Моше: "Вот Я тебя поставил богом над фараоном", то совершенно ясно, что здесь никак нельзя подумать, что Моше может соперничать с Творцом. Точно так же и в этом примере с Ковчегом надо понимать так, что Творец может поставить любую "промежуточную инстанцию" для того, чтобы она служила передающей "подстанцией". Поэтому-то к самому Ковчегу не страшно применить в этом смысле титул "Господин всей Земли".

14.   Стих 9-й.  Пространственные законы перестают работать, когда дело касается Ковчега Завета

Когда (стих 9-й) Йеhошуа сказал: "Приблизьтесь сюда и услышьте слова Всевышнего, вашего Бога", он говорит дальше: "И из этого вы узнаете, что живой Бог в вашей среде". То есть, это - не как деревянные или каменные или золотые боги, которым поклоняются другие народы, а среди вас обитает "Бог живой". И вы узнаете это из того, что вы, многомиллионный народ, можете собраться между шестами Ковчега. Такая способность, чтобы малое удержало в себе большое, является способностью чего-то в высшей степени живого. Подобное необычное явление с геометрией произошло и в знаменитом чуде, когда Ковчег Завета попадает на свое, предназначенное ему место, в Святая Святых. Оказалось, что будучи поставленным в Святая Святых, он там не занимает абсолютно никакого места. Это обозначает, что привычные нам пространственные представления перестают работать там, где дело доходит до чего-то по-настоящему Святого. Там, где мы подходим к "фокусу жизни", - там бессмысленно говорить о том, что чего-то мало или много, потому что все эти понятия очень сильно меняются.

О.В. Когда Ковчег носят, то безусловно он имеет нормальные размеры и содержит в себе: Скрижали, обломки первых Скрижалей, Свиток Торы, написанный Моше. Когда Ковчег находится в руках народа Израиля, то этот предмет, казалось бы сделанный из вполне материальных материалов, начинает вести себя неожиданным образом. Имеется мидраш, приводящий спор трех мудрецов, и пытающийся объяснить, что же там произошло, когда евреи поместились между шестами Ковчега.

О.В. Как понять, что означает "Бога живого"? Это означает, что Он не является объектом, а находится в "состоянии жизни" и дает нам жизнь.

15.   Специфика еврейского брака - "кидушин"

В связи со словами Иеhошуа:..."вы узнаете, что живой Бог в вашей среде" можно сказать несколько слов о текущем недельном разделе. Рав Элон в своей лекции, обсуждая текущий недельный раздел, говорил о понятии Святости, и это как раз связано с представлением о Живом Боге. Тора постоянно говорит, что надо быть Святыми, Освящаться. В текущем недельном разделе, в частности, обсуждаются заповеди, большая часть которых связана с законами о браке. В еврейском браке есть одна сторона, которая начисто отсутствует у других народов. Этой спецификой еврейского брака является "кидушин". Рамбам говорит, что раньше, до дарования Торы, мужчина и женщина встречались где-то, и если им этого хотелось, то они начинали жить вместе и - становились мужем и женой. После дарования Торы было заповедано, что мужчина сначала должен приобрести женщину, и только потом они могут стать мужем и женой. Для людей, не очень привычных к словарю Торы, это может звучать даже несколько обидно: получается, что женщина подобна товару, который надо приобретать.

Из лекции равва Элона, посвященной этим проблемам, можно понять одну очень глубокую вещь. Когда жених собирается надеть невесте кольцо и сказать слова о том, что она посвящена ему посредством этого кольца, то это и есть "кидушин" - процедура приобретения. Когда они стоят под хупой и читаются Благословения, то самая поразительная Браха та, которая говорит, что: "Ты освятил нас посредством хупы и кидушина и запретил нам невесту, которая приобретена посредством кидушина, и разрешил ту, которой уже сделана хупа..." и еще много говорится в этой, ни на что не похожей брахе. Вопрос заключается в том, почему хупа упоминается до кидушина, хотя делается наоборот: сначала кидушин, а потом - хупа? Ответ здесь такой, что хупа не является чем-то специфическим для евреев. У всех народов имеется такой обычай, что муж уводит свою жену (невесту) к себе, и она становится хозяйкой, матерью его детей и пр. Это все - в природе человека. И только народу Израиля дана заповедь, которая состоит в том, что этот шаг невозможен без предыдущего шага, когда делается невесте кидушин. Муж ее "посвящает", то есть они становятся объединенными этой процедурой: она посвящена ему и...запрещена! Что это значит? - После кидушин невеста строжайшим образом запрещена теперь всему свету и они запрещены друг другу, пока это не будет можно.

16.   Кидушин - связь и запрет, включающие Всевышнего

В подаренном на Синае кидуше есть понятие Святости. Говорится: "Освящайте себя на разрешенном вам "мутар". То, что вам разрешено, - освящайте, по крайней мере частично, то есть используйте то, что вам разрешено в этом мире, "на всю катушку", но оставьте "краешек", чтобы освятить. Так вот, когда жених и невеста связывают друг друга посредством кидушина, то эта связь оборачивается теперь таким образом, что они становятся, наконец, определенным и четким образом запрещенными друг другу "асур" . Слово "асур" обозначает "запрещение" и обозначает "связь". То есть - они связаны посредством запрета. Им вместе нечто специфически запрещено. Почему? Потому что именно в этот момент их связь включает третьего партнера. Всевышний "входит" в этот союз в тот момент, когда делается кидушин. Если не делается кидушин, то это - вроде бы совершенно нормальная и естественная процедура: это исполнение заповеди "плодитесь и размножайтесь". Животные должны плодиться и размножаться, человечество должно плодиться и размножаться, но в отличие от этого, Израилю велено не просто плодиться и размножаться, но вступать в такую связь, где есть еще один партнер - Всевышний. Он участвует в этой связи только в том случае, если она начинается с запрета.

17.   Ошибка Хавы: "От любого дерева мы можем есть, но от этого - Он сказал не ешьте";   Он - источник запрета

Здесь очень важно не сделать той ошибки, которую совершила Хава. Хава, отвечая на вопрос змея: "верно ли, что вам запрещено от любого дерева есть?", сказала, что "от любого дерева мы можем есть, но от этого - Он сказал не ешьте..." Хава, повидимому, представляла себе так, что имеется разумное, естественное, нормальное отношение к миру, когда вроде бы можно все, кроме того, что запрещено, и Он - источник запретов, запретил нам есть от этого дерева. Она не говорит, что Он нам сказал: "от этого ешьте, а от этого - не ешьте". И это - трагическая ошибка. Так же и в случае, когда люди вступают в связь, естественный человеческий взгляд может навести их на такой подход, что жизнь прекрасна и было бы все разрешено, но некоторые религиозные догмы что-то досадно нам запрещают. На самом деле это совершенно не так. Есть Хозяин, который как бы говорит: "Я очень хочу, чтобы вы жили по-человечески и с удовольствием и мы вместе с вами можем породить нечто очень содержательное - целый Мир. Однако, делать это надо таким образом: сначала мы вступаем в очень непростой союз, и вы завязываетесь - запрещаетесь друг другу, включая меня, а потом Я даю вам процедуру, с помощью которой вы становитесь разрешенными друг другу, и тогда - это такой союз, в котором есть кидушин - Святость. Если же миновать этот казалось бы лишний шаг, то это все равно, что собрать часы с гораздо меньшим количеством колесиков, которые будут выглядеть не менее красивыми, только они не будут работать.

18.   Хупа и кидушин - в былые времена и сейчас

О.В. Требованием Торы является кидушин. В былые времена было принято сделать кидушин, а через год - делать хупу. Этот обычай изменился, и уже в течение нескольких столетий он не действует. Сейчас это принято делать одновременно. Что именно называть хупой: этот навес, который символизирует дом, в который вводят невесту, или же ту комнату, в которую молодые уединяются, охраняемые свидетелями? Скорее всего - и то и другое и третье (еще есть ктуба). Поэтому, в наше время очень не просто сказать, что предшествует чему, потому что одно из этих трех возникает до надевания кольца. Это открытое место недостаточно для того, чтобы служить в галахическом смысле хупой. Невеста не становится женой оттого, что ее обкрутили вокруг жениха под навесом. То есть, стояние под навесом - это очень многозначительно, как символ, но без всего остального его галахическая ценность очень незначительна. Таким образом, хупа - это шаг после кидушина. В совокупности хупа включает себя и зачитывание ктубы и, после кольца, - уединение, которое является основным элементом того, что называется "несуим". "несуим", то есть -"замужество", кончается на том, что они символически и при свидетелях уединяются, показывая, что они стали мужем и женой.

О.В. Не стоит обсуждать "коммунистическое" понятие законных - незаконных детей. Вопрос только в том, вступают ли люди в брак по законам Торы или нет? И это - их проблема, а не проблема их детей. Люди, которые живут без кидушина, они минуют какие-то статьи закона. Есть много галахических решений, которые могут позволить считать, что и без кольца кидушин был. Тем не менее кидушин не является просто желательной стадией или украшением, а он является сердцем, основой брака. Поэтому, все мы считаемся "украденными детьми". Если кто-то в прошлом не сделал хупу с кидушином, то он должен сделать это.

19.   Понятие "ирусим" и его галахическая сила

О.В. То что в современном Израиле называется "ирусим" (в Торе это слово обозначает то же, что и кидушин), это - вроде как помолвка, когда люди договорились вступить в брак. Галахическая сила этой "помолвки" равна нулю, за исключением того, что есть общее правило, что если кто-то обещает и не выполняет, то с него спросит тот же самый "строгий контролер", который наказывает поколение потопа и строителей башни. Человек не должен превращать свой язык в помело и должен выполнять свои обещания. Однако, расторгнуть сделку на этапе "помолвки" - вполне можно.


Продолжение