МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 6. Иеhошуа, глава 4

Сравнение рассечения Красного моря и расступления Йардена
Рассечение Йардена
Рассечение Красного моря. Мидраш
Рассечение Йардена за услуги Яакова. Рамбан:  "маасе авот - симан ле-баним
Чудо рассечения Яардена - заслуга Яакова, чудо возвращения Йардена в берега - Авраама
Перенос Ковчега коhенами
Заповедь "шмор эт коль hа-мицва ашер анохи мецаве этхем hа-йом (Дварим 27:2) - Ибн Эзра и Рамбам
Стих Дварим 27:2-9: "И будет в тот день, когда вы перейдете Йарден в ту Землю..." Три вопроса, возникающие при чтении
Народом евреи стали только после перехода Йардена и написания Торы на камнях
Повторения во 2-м и 4-м стихах. Ответ р.Элона
2-й стих - сообщение, а не заповедь
"Все слова этой Торы" - полный текст Торы
Исполнение заповеди "Наисания всей Торы"- сопряжено с чудом
Камни из Йардена были донесены до г. Эйвал,где на них написали текст на 70 языках
Написание всей Торы при входе в Землю и мезуза
Заповедь написать Тору на камнях - одноразовое указание или одна из 613 заповедей
Формулировка Саадии Гаона заповеди написать Тору на камнях. Включение ее в список 613 заповедей
Заповедь писать свиток Торы как следствие обязанности написания Торы на камнях по р. Саадии Гаону
Последовательность событий в Торе. Иеhошуа записывает события, изменяя их последовательность
Кли Якар: Иеhошуа меняет пространственную последовательность
Физическое завоевание Земли происходит только после написания Торы на камнях. Сравнение слов "Что это за камни" и "Что это за служение у вас"
Заслуги предыдущих поколений и собственные заслуги
Мидраш о подготовке Иеhошуа к военным действиям.Подготовка к войне и занятие Торой
Нельзя упразднять изучение Торы, даже если идет подготовка к войне
Завоевание Эрец Исраэль началось с написания Торы. Бог помещает евреев в Землю, чтобы они жили там, "как надо"
Евреи стали народом, когда вышли из Египта, получили Тору, построили мишкан, написали Тору и вошли в Землю
Не весь Текст был написан на 70 языках
Необходимость написания Торы на 70 языках и объявление днем траура день перевода Торы на греческий язык.
Заповедь написания Торы - выражение того, что Израиль становится народом
Письмо р.Кука евреям города Франкфурт-на-Майне

1. Сравнение рассечения Красного моря и расступления Йардена

Обсуждалось в предыдущей лекции, за какие заслуги расступился Йарден перед евреями. Мидраши, сопоставляя это чудо с чудом расступления Красного моря, говорят, что тут было двойное чудо: с одной стороны здесь было легче, чем в случае расступления моря, так как вода, которая была ниже рассечения, просто стекла сама собой безо всякого чуда. С другой стороны, вода, которая подтекала сверху, становилась все выше и достигала размеров в несколько километров.

1.1. Рассечение Йардена

В стихе, описывающем это рассечение вод Йардена, написано: "И остановились воды Йардена сверху, и встали единой стеной очень далеко от Адама (нужно читать "от", а написано - "бе-адам"), - "от города Адам, который со стороны Цартана ..." Есть множество объяснений тому, что это значит, что написано "в Адаме", а надо читать "от Адама". Мидраш говорит, что вообще нет такого города, который называется Адам, а современные специалисты говорят, что такой город есть, только у него есть свое арабское название. Так или иначе различие между написанием и чтением явно требует какого-то объяснения. Мидраш приводит такое объяснение, что это за заслуги Авраама, который назывался: "адам гадоль ме-анаким" - "человек большой среди великанов", расступились воды Йардена. Тот же мидраш приводит и другое мнение, что рассечение вод Йардена произошло за заслугу Яакова, и что это написано в Торе и в книге Пророков и в Писаниях.

1.2. Рассечение Красного моря. Мидраш

Обсуждая рассечение Красного моря, мидраш говорит, что, когда говорится, что "море раскололось", то это произошло за заслуги Авраама, который наколол дрова перед тем, как отправиться на Акидат Ицхак. Когда говорится, что "море увидело и побежало" - то это произошло за заслуги Йосэфа, который убежал. Так происходит всякий раз, когда совершается чудо, но с другой стороны, чудо не делается "просто так", а делается ради кого-то, кто достоин того, чтобы оно произошло. Здесь уместно задать вопрос о том, какая была нужда в этом чуде? По-видимому, евреи могли бы переправиться через Йарден и безо всякого чуда. Чудо нужно было для того, чтобы показать, кому подчиняется природа, и чтобы вызвать страх и почтение у окружающих народов по отношению к евреям, но для этого требуется, чтобы у евреев была какая-то заслуга. Точно так же, как нельзя, обрядив полное ничтожество в солидный мундир, вызвать трепет только перед одним мундиром, также и здесь нужно, чтобы внутри еврейского народа находился кто-то, у кого есть серьезная заслуга. Поэтому, всюду, где происходит чудо, мидраш обсуждает, за какие заслуги это происходит.

1.3. Рассечение Йардена за услуги Яакова. Рамбан:  "маасе авот - симан ле-баним

Мы видели, что Йарден приравнивается к морю, и что, как море, так и Йарден "убежали" перед останками Йосэфа. И имеются еще два мнения, одно из которых говорит, что это - за заслуги Авраама, а другое - что за заслуги Яакова. Поскольку это чудо было многогранным, то каждый комментатор по-своему объясняет, как та или другая заслуга сыграли свою роль. Относительно заслуг Яакова, мидраш ссылается на то место в Торе, где Тора намекает, что Йарден расступился за заслуги Яакова, потому что Яаков, возвращаясь от Лавана и ожидая встречи с Эсавом, говорит: "ки бе-макли аварти эт hа-ярден hа-зе"..."Я с одним только посохом перешел этот Йарден, а теперь я возвращаюсь с двумя лагерями". Это трудно понять, как простое утверждение того, что мол, я был так беден и у меня не было ничего, кроме посоха (известен мидраш, как его ограбил Элифас). Если бы он хотел просто сказать, что он был беден, то причем здесь посох, который вовсе не является специальным образом бедности? И более того, при чем тогда здесь Йарден? Ну, ушел он с одним посохом и возвращается теперь с двумя станами, но Йарден не имеет вроде бы к этому никакого отношения. Имеется мидраш, который говорит, что Яаков с помощью своего посоха рассек Йарден. По принципу, впервые провозглашенному Рамбаном: "маасе авот симан ле-баним" - то, что происходит с отцами является знаком того, что будет с сыновьями", Яакову нужно было рассечь Йарден для того, чтобы проложить путь к тому, чтобы Йарден потом расступился перед его сыновьями.

1.4. Чудо рассечения Яардена - заслуга Яакова, чудо возвращения Йардена в берега - Авраама

Кли Якар - (пророк - рабби Шмуэль Линиадо из Италии) считает, что главная заслуга - это заслуга Яакова, за которую Йарден расступился перед бней Исраэль, а заслуга Авраама помогла тому, что это чудо произошло с дополнительными сторонами: когда евреи уже кончили переходить через Йарден, то воды вернулись очень плавно, иначе эта громадная стена воды должна была бы рухнуть с очень большой силой. То есть, Йарден очень спокойно вернулся в свои берега. Точно так же, заслуга Авраама помогла евреям выйти в спокойном и радостном состоянии из Египта, а не в состоянии паники. Заслуга Авраама состояла в том, что он спокойно, без "слез" и без трагедий воспринял, как полагается принимать тому, кто служит из любви, известие о том, что: "знай, что пришельцем будет потомство твое в земле "не их" и будут их там угнетать и порабощать". Таким образом, существовал некоторый "набор заслуг" у наших предков, благодаря которым и произошло это чудо.

2. Перенос Ковчега коhенами

Итак, нам более или менее ясна картина с переходом Йардена и с переносом ковчега с Коhенами на другой берег на глазах у всех. Интересно рассмотреть теперь историю с камнями, когда были выделены 12 человек - по одному от каждого колена, и йеhошуа велит им вынести из Йардена, с того места, где стоят ноги Коhенов, 12 камней и поместить их в том месте, где будут ночевать в эту ночь. Следует, кстати, заметить, что Ковчег Завета обычно носили Левиты, и есть только три случая, когда это поручалось Коhенам: первый случай - это как раз при переходе Йардена, второй случай был, когда окружали город Йерихо, и третий - когда Ковчег возвращался на свое место (на самом деле это было дважды - когда Давид возвращал его из плена, и когда Шломо построил Храм).

3. Заповедь "шмор эт коль hа-мицва ашер анохи мецаве этхем hа-йом (Дварим 27:2) - Ибн Эзра и Рамбам

Это приказание Йеhошуа взять 12 камней, на место которых помещают потом другие 12 камней, является исполнением той заповеди, которую передает евреям Моше в книге Дварим (27:2). По поводу формулировки этой заповеди в книге Дварим возникают вопросы. В самой первой главе (27:1) говорится: "шмор эт коль hа-мицва ашер анохи мецаве этхем hа-йом - "хранить всю эту заповедь, которую Я заповедаю вам сегодня". Что такое: "вся эта заповедь"? На первый взгляд, это не особенно удивительно, так как иногда заповеди вцелом называются единственным числом. Ибн Эзра, который склонен давать простой комментарий к тексту, говорит, что здесь идет речь о заповеди "воздвигнуть эти камни (о которых идет речь). Рамбам упоминает этот комментарий Ибн Эзры и говорит, что это не верно, и что здесь речь идет о совокупности всех заповедей Торы. В этом случае надо понимать, что исполнять следует "всю эту мицву", которая состоит из 613-ти заповедей Торы. Если же принять Комментарий Ибн Эзры, то что значит: "вся заповедь", если говорится только об одной заповеди?

4. Стих Дварим 27:2-9: "И будет в тот день, когда вы перейдете Йарден в ту Землю..." Три вопроса, возникающие при чтении

Второй вопрос, который обсуждают все комментаторы, относится ко второму и далее стихам, где (Дварим 27:2-8) говорится: "И будет в тот день, когда вы перейдете Йарден в ту Землю, которую Всевышний, твой Бог, дает тебе, ты воздвигнешь себе большие камни и обмажешь их известью. И напишешь на них (27:3) все слова этой Торы, когда перейдешь, ради того, чтобы ты пришел в Землю, которую Всевышний, твой Бог, дает тебе, в Землю, текущую молоком и медом, как говорил Всевышний, Бог отцов, тебе". В 4-м стихе говорится: "И будет, когда перейдете вы Йарден, то поставьте эти камни, которые Я заповедаю вам сегодня, на горе Эйвал и обмажь их известью и построй там жертвенник Господу". Дальше говорится, как построить этот жертвенник и приносить там соответствующие жертвы. В восьмом стихе говорится: "И напишешь на камнях все слова этой Торы", "беер hейтев" - "хорошо объясненные". Здесь возникает множество вопросов, включая и вопрос о том, что означает: "все слова этой Торы", но это вопрос скорее "уточнения". Основной же вопрос, который задают все комментаторы: почему стих четвертый немного по-другому повторяет то, что сказано в стихе 2-ом? Во втором стихе уже говорится: "в тот день, когда вы перейдете Йарден, воздвигнешь себе камни большие и обмажешь известью. И напишешь на них все слова этой Торы, когда перейдешь". В 4-ом же стихе говорится то же самое, но немножко по-другому: "когда вы перейдете Иарден, то поставьте эти камни, о которых Я заповедаю, на горе Эйвал и обмажьте их известью". Есть повторения, и непонятно, что здесь происходит?

И наконец, третий из "драматических" вопросов, который возникает при чтении этого раздела. В 9-ом стихе говорится: "И говорили Моше и Коhены Левиты всему Израилю так: "Внемли и слушай, Исраэль! - hа-йом hа-зе ниhйета ле-ам ле-hа-Шем Элокеха" - "сей день ты становишься народом Всевышнего, твоего Бога". Не ясно здесь, что значит: "сей день"? О каком дне идет речь? Можно подумать, что раньше они не были народом. Кончается этот раздел (11-ый стих) тем, что: "будешь слушать голос Всевышнего, твоего Бога, и делать все Его заповеди, и все Его уставы, которые Я заповедаю тебе сегодня. Этот раздел Торы (27:1-10) посвящен заповеди воздвигнуть эти камни и написать на них слова Торы. Так какой же день следует считать днем возникновения Народа Израиля? Можно сказать, что это - день выхода из Египта, или день дарования Торы, или день построения Мишкана - переносного Храма. Очень трудно представить себе, что рождение народа происходит в момент, когда они ставят камни при переходе в Землю. Получается, что пока они не перешли в свою Землю, они еще как бы не родились.

О.В. То что они шли 40 лет по пустыне или жили в Египте 210 лет и при этом не были народом, это вполне можно себе представить, так как бывает, что некоторая этническая группа не стала народом.

5. Народом евреи стали только после перехода Йардена и написания Торы на камнях

У многих комментаторов мы находим такие соображения, что процесс "родов" не обязательно должен быть одномоментным, он мог начаться с выходом из Египта и завершиться у горы Синай с дарованием Торы. Так думать нам очень привычно, но теперь нам, в соответствии со словами Торы, предлагают принять такое понимание, что народом евреи становятся только тогда, когда они перешли Йарден, поставили камни и написали на них слова Торы.

О.В. То, что было сказано Яакову, что в Египте Он его сделает "народом", вовсе не отменяется. Вопрос только в том, когда это произойдет. Сроки ведь не были назначены.

6. Повторения во 2-м и 4-м стихах. Ответ р.Элона

Вся эта проблема занимает довольно много места у комментаторов, в Талмуде и в мидрашах. Кроме технических трудностей, относящихся к тому, что же происходило с этими камнями, есть еще определенные идеологические проблемы. Вот что говорит по этому поводу равв Элон. Какая же разница между тем, что сказано во 2-ом и 4-ом стихах? Во втором стихе говорится не в повелительном наклонении, а в изъявительном, в будущем времени. Говорится, что в тот день "когда вы перейдете Йарден, в Землю, ты поставишь себе камни, и обмажешь известью и напишешь..." Устная Тора сообщает, что это, действительно, - заповедь, и мы видели неоднократно, что заповеди могут излагаться и в таком виде. Однако, здесь есть проблема дублирования 2-го и 4-го стихов, разбираемая рядом комментаторов. Первым из них был Абарбанэль (дон Абарбанэль, рабби Ицхак, который был министром финансов в Испании у короля Альфонса и возглавил изгнание евреев из Испании около 500 лет назад). Его комментарии к книгам Пророков очень итересны, потому что они соединяют глубокую мудрость Торы с острым практическим умом человека, привычным к решению проблем этого мира.

6.1. 2-й стих - сообщение, а не заповедь

Так вот, он говорит, что во 2-ом стихе нет вообще никакой заповеди. Там, где сказано: "ты поставишь эти камни" - просто сообщается, что так с тобой будет, потому что это свойственно всем народам, которые приходят завоевывать чужую землю. Они воздвигают камни, триумфальные арки, столпы - в память о своих выдающихся победах. Они ставят хорошие, гладкие и красивые камни, мрамор, и пишут на них в память о деяниях, победах, описывая, как все было. Поэтому, по объяснению Абарбанеля, 2-ой стих говорит, что психология работает таким образом, что вы все равно это сделаете. Но им говорится, чтобы делали они это не ради своей заносчивости, чтобы прославлять себя, а делали это - ради Имени Всевышнего.

6.2. "Все слова этой Торы" - полный текст Торы

Вопрос о том, что значит: "все слова этой Торы", которые евреи должны написать, так и не решен окончательно. У комментаторов имеются самые разные мнения по этому поводу. Одни говорят, что речь идет только о наборе заповедей Торы, но против этого возражают большинство комментаторов. Другие же считают, что речь здесь идет о книге Дварим - Мишнэ Тора. Третьи еще более узко сжимают этот текст, который требуется написать, до того раздела книги Дварим, который обсуждался нами, где говорится о воздвигании камней, и о благословениях и проклятиях, которые перечисляются дальше в этой же главе. И наконец, многие считают, что речь идет о полном тексте Торы, начиная от "берешит бара..." и кончая "на глазах всего Израиля".

6.3. Исполнение заповеди "Написания всей Торы"- сопряжено с чудом

В любом случае надо понимать, что в соответствии с большинством объяснений того, что описано в книге Йеhошуа, исполнение этой заповеди вряд ли было бы возможно без чудес. Что же происходит? Есть по крайней мере три варианта, как понимать заповедь Моше, как ее уточнил Йеhошуа и пр. Наиболее серьезные комментаторы самым правильным считают такой вариант: требовалось вынуть 12 камней из Йардена и отнести их на берег, 12 других камней надо было поставить посредине Йардена, обмазать их и написать на них текст Торы (или части Торы) на иврите, с тем, что они потом останутся под водой.

О.В. По поводу обмазывания камней есть несколько вопросов в Талмуде. Рабби Иегуда и рабби Шимон спорят по поводу того, в каком порядке производились эти действия - писание и обмазывание. По поводу тех камней, которые осталось в Йардене, все комментаторы сходятся на том, что их сначала обмазывали, а потом - писали.

6.4. Камни из Йардена были донесены до г. Эйвал,где на них написали текст на 70 языках

Те камни, очень большие, которые были вынуты из Йардена, были отнесены без остановки до Шхема. К северу от Шхема находится гора Эйвал - та гора, с которой надо будет произносить проклятия. И эти камни были составлены на горе Эйвал, обмазаны, и на них был написан текст Торы "беер hейтев" - "хорошо объясненный". Мидраш говорит, что слова "хорошо объясненный" означают, что текст был написан на 70-ти языках. Как это можно себе представить, что пройдя, примерно, 60 миль после перехода через Йарден, евреи смогли, согласно основному мидрашу, составить и обмазать камни на горе Эйвал и еще написать на них Тору (или какую-то ее часть) на 70-ти языках, поставить жертвенник и принести жертву. Более того, они затем разобрали камни и пошли назад в Гильгаль, который находится восточнее Йерихо, и там они заночевали.

О.В. Почему когда греческий правитель из династии Птолемеев, дал указание перевести Тору на греческий язык, то день окончания этого перевода считается трагическим днем, тогда как здесь изначально было велено написать Тору на 70 языках, среди которых был и греческий? Число 70 - это "типологическое" число, которым мидраш описывает полную совокупность всех языков народов мира, и полную совокупность всех типажей человеческих. Подробнее с этим вопросом стоит разобраться в дальнейшем.

7. Написание всей Торы при входе в Землю и мезуза

О.В. Памятник посредине Йардена не был жертвенником. Безусловно, их было два, но можно упомянуть еще и третий, который Моше воздвиг на восточном берегу Йардена, в степях Моава. Мудрецы объясняют это таким образом, что точно так же, как на воротах дома человек обязан написать слова Торы, так же и входя в Землю, которую следует обживать, тоже надо поставить что-то вроде мезузы. Ради тех колен, которые останутся на восточном берегу Йардена, Моше воздвиг нечто подобное в степях Моава и там тоже сказано: "беер hейтев" (то есть, тоже на 70-ти языках). Мудрецы объясняют, что Моше тоже воздвиг такой столп из камней и написал там слова Торы. На камнях, которые посередине Й ардена, слова Торы были написаны только на иврите.

8.  Заповедь написать Тору на камнях - одноразовое указание или одна из 613 заповедей

Очень важно рассмотреть следующий существенный вопрос. Есть заповедь: составить камни, написать на них и т.д. Спрашивается, входит ли эта заповедь в число 613-ти заповедей Торы? Бывают такие заповеди, которые в это число заповедей не входят, например, те, которые только нужны для текущего момента, так сказать "одноразовые". Рамбам не включает эту заповедь в число 613-ти. Рабби Саадия Гаон включает ее в этот список.? О.В. В 1-ом стихе книге Дварим сказано: "И заповедал Моше и старейшины Израиля народу". Это может означать, как то, что они дали народу заповедь, так и то, что они дали народу одноразовое указание. Маймонид очень логично объясняет, что поскольку эта заповедь только для своего момента времени, то она не относится к последующим поколениям и не подлежит включению в список 613-ти заповедей, как и объясняет Рамбам. Несомненно, что заповеди, про которые сказано: "заповедал Моше", практически всегда означает, что это передача заповедей Всевышнего. То, что здесь сказано: "Моше и старейшины...", как раньше никогда не говорилось, объясняют тем, что Моше уходит со сцены, и давать инструкцию о преходе к дальнейшим действиям прийдется этим старейшинам, поэтому Моше и приобщает их, чтобы они заповедали вместе с ним, и чтобы повысился их авторитет. В число этих старейшин должно быть входит и Йеhошуа.

9.1.  Формулировка Саадии Гаона заповеди написать Тору на камнях. Включение ее в список 613 заповедей

Такого же мнения, как Саадия Гаон, придерживается и автор одного из первых списков мицвот-"Сефэр Галахот Гдолот". Между Саадия Гаоном и Рамбамом, который прнадлежал к не первому поколению "ришоним", было порядка двух столетий. Надо сказать, что Саадия Гаон был первым, кто еврейскую философию сумел сформулировать на языке европейских (греческих) понятий (его книга "Эмунот ве-деот" очень изучаема). Рав Саадия Гаон, включая в список 613-ти эту заповедь, формулировал ее следующим образом: "Всевышний заповедует написать Мою Тору на камнях".

О.В. Формулируя так эту заповедь, Саадия Гаон не пишет (и по-видимому, не имеет в виду), что каждое поколение должно написать Тору на камнях. В этом-то и трудность его спора с Рамбамом, который считает, что раз эта заповедь не для каждого поколения, то ее неправильно включать в список 613-ти.

9.2. Заповедь писать свиток Торы как следствие обязанности написания Торы на камнях по р. Саадии Гаону

О.В. Действительно, зачем было заповедано писать на камнях, когда это уже написано в свитках? Мало того, все другие составители списков заповедей, и Рамбам, включают в список заповедь, что каждый еврей обязан написать свиток Торы. У Саадия Гаона этой заповеди нет. Вместо заповеди написать свиток Торы, он приводит заповедь "написать Мою Тору на камнях". Комментаторы считают, что для равва Саадия Гаона обязанность каждого написать свиток Торы является просто следствием обязанности, чтобы Тора была написана на камнях.

10. Последовательность событий в Торе. Иеhошуа записывает события, изменяя их последовательность

Любопытно, что после того, как 4-ая глава книги Йеhошуа рассказала обо всем, что сказал Йеhошуа, и о том, что было сделано в Йардене, дальше ничего не говорится больше о том, что же произошло с этими камнями. Следующие главы, с 5-ой по 8-ую, посвящены войнам, и только под конец 8-ой главы (8:30), после того, как уже победоносно закончено покорение Йерихо и Айа, говорится: "аз йавнэ Йеhошуа..." - "тогда построил Йеhошуа жертвенник Всевышнему, Богу Израиля, на горе Эйвал, как заповедал Моше, раб Всевышнего, сыновьям Исраэля, как написано в книге Торат Моше...." И в 32-ой главе говорится: "И написал там на камнях Мишнэ Тора Моше, которую он написал перед сыновьями Исраэля". Как же это можно назвать исполнением того, что повелел Моше, когда они сначала покорили два города (только вокруг Йерихо они ходили 7 дней), а Моше сказал, что это должно быть сделано в тот же день, когда они перейдут через Йарден? Раши, верный своему принципу, с которым мы часто встречались, изучая его комментарии к Торе, считает, что описанное здесь произошло раньше, а Йеhошуа решил записать это - позже. В Торе нет обязательного соответствия последовательности событий в тексте и в реальности. Так же и здесь, все описанное по основному мнению произошло раньше. Подавляющее большинство мудрецов считают, что все произошло точно так, как было указано в инструкции, и что они в тот же день дошли до горы Эйвал и все там сделали, но Йеhошуа посчитал нужным поместить описание этого после того, как описано покорение двух городов.

11. Кли Якар: Иеhошуа меняет пространственную последовательность

Кли Якар, который жил около 400 лет назад, приводит довольно неожиданную и простую идею. Он говорит, что Йеhошуа мог дать нам не временную последовательность событий, а пространственную. Он движется с востока на запад и пишет не о том, когда и что происходило, а о том, где происходило. Когда он дошел до Айа, то он пошел дальше на запад, и описывает, что было там.

12. Физическое завоевание Земли происходит только после написания Торы на камнях. Сравнение слов "Что это за камни" и "Что это за служение у вас"

Если принять версию, которая считается правильной по основному мнению, то вначале евреи чудесным образом переходят Йарден, таким же чудесным образом доходят до горы Эйвал, где они воздвигают камни, пишут на них, и затем разбирают их и возвращаются в Гильгаль. Только после этого начинается физическое завоевание Земли. В 4-ой главе Йеhошуа объясняет: "Если спросят завтра сыновья: "Что это за камни?", ты скажи им, что перед Ковчегом Завета с Господином всей Земли расступились воды Йардена". Это высказывание очень напоминает слова Моше, когда он говорит в Торе: "Если завтра скажут ваши сыновья: "Что это за служение у вас?", то скажите им..." Поскольку Пасхальная служба происходит ежегодно, то естественно, что в каждом поколении сыновья спрашивали о том, что это за служба. Что касается камней, то они поставлены один раз, и не понятно, почему прийдут сыновья спрашивать? Не так очевидно, что сыновья в каждом поколении прийдут спрашивать: "что это за камни?"

13. Заслуги предыдущих поколений и собственные заслуги

О.В. При входе в Землю нельзя все время "стоять на плечах" великих предков, и получать все за заслуги Авраама, Яакова, Йосэфа и т.д. Есть мидраш, который говорит, что Йарден расступился перед ними в заслугу за то, что они взяли ягненка. 40 лет назад, 10-го числа месяца Нисана, им было сказано, и они это исполнили, - взять по ягненку и ввести его в дом (это был шаббат). И вот, в заслугу за этот мужественный поступок перед евреями расступился Йарден. Перейдя через Йарден, они стали готовиться к принесению карбан-Пэсах. Для того, чтобы у них и сейчас была какая-то заслуга и они не жили бы только прошлыми заслугами, заслугами прошлых поколений, им предлагается сделать что-то, что им прибавит собственную заслугу.

14. Мидраш о подготовке Иеhошуа к военным действиям.Подготовка к войне и занятие Торой

Что же такого специфического в воздвижении камней при переходе в Землю Израиля, в написании текста именно на камнях, когда уже есть написанное в свитке, да еще в написании его на 70-ти языках? В мидраше, который будет обсуждаться подробнее в дальнейшем в связи с войнами, рассказывается, что Йеhошуа ночью, занятый военными приготовлениями, вдруг видит перед собой мужа в полном вооружении и спрашивает его: "Ты за нас или - за наших врагов?" Тот ему отвечает: "Нет!" Странный вроде бы ответ на прямой вопрос, но дальше он говорит: "Я - начальник воинства Всевышнего и сейчас пришел". Что это значит: "Сейчас пришел"? Мидраш объясняет, что он упрекает Йеhошуа в том, что евреи не принесли вчера послеполуденный карбан-тамид. Евреи были заняты военными приготовлениями, была напряженная обстановка и они, действительно, не сумели принести эту жертву. И он говорит: "вчера вы упразднили этот карбан, а сегодня ты упразднил занятия Торой, которой ты должен был заниматься, даже несмотря на занятость военными приготовлениями. И то, что вы не принесли карбан - это не так страшно и можно простить, но я "сейчас пришел", то есть я пришел по поводу того, что ты совершил страшное преступление - ты лишил народ шиура Торы.

15. Нельзя упразднять изучение Торы, даже если идет подготовка к войне

О.В. Конечно, то что они писали Тору на 70-ти языках, было хорошим делом, но это было в другую ночь. Как говорят: "вчерашняя Тора нам не защитывается за сегодня". Общий принцип: "все равно много или мало, лишь бы было сделано от души", - это очень правильный принцип. Если человек был занят очень важными общественными делами и не смог никак заниматься Торой, то ему не защитывается (не ставится "дырка"), но если он не был занят - то защитывается. Если, например, есть потрясающая корона, сверкающая бриллиантами, но в каком-то месте имеется черная дыра, то эта уже не корона, и она не может быть украшением. Корона может большой или маленькой, но ее главное достоинство не в этом: она не может содержать дырки. Поэтому, один день в году засчитывается, если все остальные заняты чем-то. Кроме того, есть большая разница между обыкновенным человеком и Йеhошуа, который отвечает за весь народ. И ему ставится в вину, что он "упразднил" занятие Торой, потому что даже несмотря на занятость военными приготовлениями следовало учить Тору, и если это невозможно днем, - надо учить ночью.

16. Завоевание Эрец Исраэль началось с написания Торы. Бог помещает евреев в Землю, чтобы они жили там, "как надо"

Важно то, что завоевание Эрэц Исраэль должно было начаться не с войны и не с описания того, какие мы замечательные или как нам повезло, а с того, чтобы поставить камни и написать на них Тору для того, чтобы была связь между тем, что происходит и для чего происходит, для чего они собираются завоевывать эту Землю. Им неоднократно говорилось, что не из-за того, что вы хорошие, а эти народы - плохие, "Я их изгоняю перед вами", а для того вы ставитесь на место этих "плохих", чтобы вы постарались жить здесь "как надо". И если прийдут сыновья спрашивать, как вы переправлялись, какие плав-средства и тактика использовались, и на какие средства все делалось, следует ответить им: "Вода расступилась перед Ковчегом Завета с Господином всей Земли". Возможно и такое, что сыновья могут начать говорить, что мол, мало ли какие там были чудеса, но мы сейчас живем в реальности, где есть камни, дома, государство, Кнесет, полиция, разгоняющая демонстрантов - все есть!

17. Евреи стали народом, когда вышли из Египта, получили Тору, построили мишкан, написали Тору и вошли в Землю

Почему же говорит Тора, что в этот день ты становишься народом? - Потому что все то время, что они были в пустыне, в них закладывался все более высокий потенциал стать этим народом: они вышли из Египта, они получили Тору, они построили Мишкан, написали свитки Торы, то есть их потенциал достиг определенного предела, но нельзя стать народом "в воздухе", не было еще реальности. Народом они становятся, когда они входят в эту Землю, а самый момент, когда рождается народ Израиля - это когда на камнях записывается текст Торы. На камнях записывается на 70-ти языках для того, чтобы показать, что мы - не секта проповедников и монахов, которые проповедуют великие идеалы, ходя по свету и призывая к публичному покаянию в грехах и к тому, чтобы быть добрыми и хорошими. Мы пришли в Землю для того, чтобы жить, как народ, и быть царством, которое существует ради того, чтобы осуществлять Тору. Если одного из этих компонентов нет, - то нет и народа Израиля. Поэтому-то так важно, чтобы это самым первым делом было сделано, и только в тот самый день, когда перешли через Йарден.

18. Не весь Текст был написан на 70 языках

На этих камнях, на 70-ти языках написан, если и не весь текст Торы, и даже не вся книга Дварим, но все равно там написаны такие вещи, которые другим народам читать не так уж приятно. Там сказано, что: "вы должны искоренить эти идолопоклонские народы отсюда", и это написано на всех мыслимых языках. Может быть, что этот поступок аналогичен тому, когда на глазах у египтян, которые поклонялись ягнятам, евреи вводили ягненка в свой дом и говорили, что собираются его зарезать. Так же и здесь, на глазах у всех выставляются камни, на которых не пишут, как принято: "Я - великий победоносный царь", а пишут, что: "Господин всей Земли велел мне искоренить идолопоклонские народы из этой Земли". И все читают и принимают это. И против этого ничего не мог бы возразить даже "ООН", потому что Господин всей Земли принял такое решение. Однако, это возможно только при единственном условии, что на иврите, под водой, это уже записано, и когда у меня внутри нет сомнений в том, что это - приказ Господина всей Земли, и что я обязан жить на этой Земле для того, чтобы внедрить идеалы Торы, для того, чтобы реализовать саму Тору на этой Земле.

19. Необходимость написания Торы на 70 языках и объявление днем траура день перевода Торы на греческий язык.

О.В.Что можно ответить на вопрос, который уже задавался, о том, почему день перевода Торы на греческий считается траурным днем, а здесь мы говорим о необходимости написания Торы на 70-ти языках? Можно высказать такое соображение, что когда мы находимся в галуте, внешнем или внутреннем, то писать такие слова (на других языках) совершенно неуместно, поскольку нет условий заверять, что мы - суверенный народ, несущий власть Господина всей Земли над всей природой и над всеми народами. Неуместно заявлять это, когда мы за свои грехи находимся под пятой у другого народа. Всему свое время. Когда мы живем, как надо, и гордо на всех языках пишем, что такова Воля Творца, чтобы люди действовали определенным образом, то мы понимаем, что Луна находится в небе и вовсе не находится под властью некоторого эмирата, потому что так устроил Господин всей Вселенной, который не отдал Луну, Марс и Венеру отдельным царствам-государствам. И понимаем, что Израилю отдана эта Земля, потому что так распорядился Творец. Другие народы начинают только тогда возражать против того, что Творец так этим распорядился, когда мы даем им повод считать нас мелкой и незначительной кучкой "граждан еврейской национальности", которых нужно убрать с дороги. Мы, конечно, должны их раздражать, но тут возможно только одно из двух: либо они должны трепетать перед нами, как перед передатчиками Воли Творца, либо они должны хотеть стереть нас в порошек, и третьего - не дано! Не может быть другой реакции на "инопланетян". Мы все равно не можем быть такими, как они. Мы все равно не можем сказать: "все млекопитающие будьте братьями!"

20. Заповедь написания Торы - выражение того, что Израиль становится народом

Таким образом, эта заповедь - написать слова Торы на камнях, является выражением того, что Израиль становится народом, и он является народом все то время, пока он понимает, что на любом камне, который воздвигается, должны видеться те слова Торы, которые тогда были написаны. Если же приходят люди и говорят: "Будем реалистами, камни - это камни, а не что-то серьезное, а слова Торы - это дело веры каждого человека", то тогда эти камни начинают быть источником нашего истребления, они начинают душить и убивать нас самих. Иначе и не может быть.

21. Письмо р.Кука евреям города Франкфурт-на-Майне

Потрясающая вещь, о которой хочется сказать в этой связи, это - письмо равва Кука. В начале 20-ых годов равв Кук пишет письмо евреям города Франкфурта. Франкфурт-на-Майне - это город, который лет 50-100 назад пришел в довольно печальное состояние. Этот город - родина реформистского иудаизма, и горсточка евреев, которые остались там верными Торе, пригласила быть в этом городе раввом равва Шимшона Рафаэля Гирша - светилу Европы. Он согласился, но прибыв туда, он не смог даже собрать миньян! Нельзя забывать, что это - огромный город, бывший столицей еврейского мира. За несколько десятилетий прибывания там равв Гирш создал цветущую еврейскую общину. Он - основатель неоортодоксии, и автор таких идей, как: "Тора и наука", "Тора и Авода" и т.д. Равв Кук по многим существенным вопросам очень остро спорил с раввом Гиршем.

Письмо, о котором идет речь, было написано уже после смерти равва Гирша. Равв Кук пишет письмо евреям франкфуртской общины, убеждая их приехать и поселиться в Эрэц Исраэль. Он говорит, что: "если мы - люди совершенного знания, понимающие, что все решает верность Торе, не соберемся здесь, в этом молодом поселении, то произойдет нечто катастрофическое". Он называет "нечистой рукой" нерелигиозных евреев (то есть родных наших братьев, а вовсе не "двоюродных"), с которыми он тесно связан и вынужден сотрудничать. Тем не менее, он пишет (еще не будучи главным Раввином Израиля) в этом письме: "Эта "нечистая рука", вооруженная подражанием другим народам, вооруженная вседозволенностью, задавит этот молодой росток Святости, который растет на этой Земле. Приезжайте скорее, потому что катастрофа будет страшная!" Потому что камни, на которых не пишут слова Торы, превращаются в чудовище, которое захочет проглотить нас. И равв Кук говорит: "Еврейский национализм, который питается крупицами прошлой истории, любовью к еврейскому языку, - этот национализм, который не основан на Торе, в конце концов обернется ненавистью к Израилю и к Земле Израиля". Потому что (как объясняет рав Элон), если движущим стимулом этого светского национализма являются только крупицы истории и любовь к языку, то это - некоторая "одежка", и как всякая одежка, и как вообще все внешнее, она подвержена влиянию ситуации, и при изменении ситуации она может обернуться своей противоположностью. Крупицы истории и любовь к языку не могут заменить живую душу, которая превращает камень в нечто по-настоящему живое. И поэтому, еврейский народ существует только в ситуации, когда на камнях написан текст Торы.


Продолжение