МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по книге "Шмуэль"

Лекция 43. 2:1-2:32


/2:1/ Давид вопросил Господа (через Урим и Тумим), и получил указание подняться в Хеврон, что он и сделал.

/2:4/ В Хевроне Давид был помазан царем над коленом Йеhуды.

/2:5/ Давид благословляет жителей Явэш-Гилада за то, что они похоронили Шауля. Значение выражения "хэсэд вэмэт".

/2:8-9/ Авнер бен Нер, военачальник Шауля, приводит сына Шауля Иш Бошэта в Маханайм и провозглашает его там царем Израиля.

Своеобразное толкование Авнером текста Торы, на основании которого он поставил царем сына Шауля. Обсуждение этого драша.

/2:10-11/ Время царствования Иш Бошэта над Израилем и Давида - над коленом Йеhуды.

/2:16-17/ Сражение-турнир юношей из колена Беньямина со слугами Давида, вылившееся в войну. Тяжесть этой войны евреев с евреями.

/2:19-32/ Преследование Авнера Асаэлем. Окончание войны и подведение итогов.

Обсуждение вопроса о том, что про 19 погибших слуг Давида сказано - "недосчитались", а про людей Беньямина сказано, что 360 человек погибло.

Ответ на вопрос: Была ли эта война войной в обычном понимании этого слова, и какова в этой связи ответственность убийцы?

Обсуждение возможности применения закона о "дин-родеф" к случаю преследования Авнера Асаэлем.


/2:1/ Давид вопросил Господа (через Урим и Тумим), и получил указание подняться в Хеврон, что он и сделал.

Мы рассмотрели главу первую книги Шмуэль-II, где говорится о том, как Давид оплакал смерть Шауля и Йонатана. Вторая глава переходит к описанию начала царства Давида. В первом стихе говорится: "Было после этого..." причем, здесь употребленио выражение - "ахарей-кен". Раши в своих комментариях к Торе неоднократно приводит такой принцип Талмуда, что всюду, где сказано в Торе и Танахе - "квар", то это означает - "сразу после", а там, где сказано "ахарей" - это означает какое-то время спустя. Поэтому ясно, что описываемые в этой второй главе события происходят не сразу после оплакивания Шауля, хотя мы и не знаем точно, через сколько времени после смерти Шауля они происходят. Сказано в начале этой главы, что спросил Давид у Всевышнего (и все комментаторы согласны с тем, что спросил он через Урим и Тумим): "Подниматься ли мне в один из городов Йеhуды?" Очевидно, что это было очень разумным ходом переселиться Давиду на территорию своего колена. И сказал Всевышний: "Поднимайся". И сказал Давид: "Куда мне подняться?" И сказал Он: "В Хеврон". Мы видим здесь такой стиль, когда Урим и Тумим дают необычайно краткие ответы. Второй стих говорит: "И поднялся туда Давид, и также две его жены - Ахиноам, из Исраэля; и Авигаил, жена Навала из Кармэля. Эти эпитеты постоянно употребляются при упоминании жен Давида. Единственное, что здесь обращает на себя внимание, это - употребление слова "вэгам" - "И также". Комментаторы отмечают, что в том, что сказано: "и также две его жены" содержится заметная похвала Давиду. А именно, дело обстоит так, что он идет в общем-то в неизвестность. Казалось бы, более разумным было бы самому сначала посмотреть, как идут дела, а потом уже вызвать к себе семью. Однако, Давид целиком полагается на слово Всевышнего, и делает так, как ему было сказано Им.

Мы помним, что народ в пустыне вел себя совсем не так. Несмотря на все обещания Творца, они все же решили сначала послать разведчиков, посмотреть, что это за земля, и пр. Давид же сразу берет с собой всю свою семью (детей у него пока нет) - обеих своих жен, и людей своего отряда, которые с ним, каждого со своим домом. И они поселились в городах Хеврона. Что значит: "В городах Хеврона?" Ясно, что сам город Хеврон не мог вместить такое множество людей и поэтому Давид расселяет их в открытых городах (как бы "пригородах") вокруг Хеврона. На языке Танаха это называется "бнот", например, "бнот-Йерушалайм", "бнот-Хеврон".

/2:4/ В Хевроне Давид был помазан царем над коленом Йеhуды.

Стих 4 говорит: "И пришли люди Йеhуды, и помазали там Давида царем над домом Йеhуды. И они сообщили Давиду, что люди Явэш-Гилада похоронили Шауля". Интересно, что здесь сразу сообщается о двух этих событиях. Некоторые комментаторы задают такой вопрос: откуда узнали люди Йеhуды, что Давид собирается в Хеврон, и они сразу пришли к нему навстречу? Самое простое объяснение смысла этого стиха, предложенное Кли Экаром, состоит в том, что после того, как Давид пришел в Хеврон, из всех остальных городов Йеhуды пришли важные люди - представители этих городов, и все вместе они помазали его в Хевроне Царем. Они помазали его царем только над одним коленом Йеhуды. Правда, надо сказать, что сюда, по-видимому, автоматически относится и колено Шимона, территория которого была посреди территории колена Йеhуды. В колене Йеhуды (и не только там) было хорошо известно, что Шмуэль помазал Давида на царство. Возникает законный вопрос, что если Давид уже помазан Шмуэлем, то зачем же тогда его помазали снова? На самом деле Шмуэль его помазал как бы один на один. Как мы знаем, Рамбам в законах царей очень четко формулирует, что человек становится царем, когда он назван Всевышним царем через пророка, и когда он признан народом. Первое помазание Давида, таким образом, было тем, что его "назвал Всевышний", а второе помазание было - его принятие народом. Поскольку приняло его только одно колено, то он и помазан царем только над коленом Йеhуды.

/2:5/ Давид благословляет жителей Явэш-Гилада за то, что они похоронили Шауля. Значение выражения "хэсэд вэмэт".

По поводу того сообщения, которое получил Давид относительно жителей Явэш-Гилада, похоронивших Шауля, имеются разные мнения. Есть такое мнение "доброжелателей", которые как бы говорят Давиду: "Вот, смотри, они не считают тебя законным царем, а придерживаются патриотизма по отношению к бывшему царю, который был твоим противником". Возможно, что такое сообщение носило характер злоязычая, чтобы настроить Давида против тех, кто придерживается еще старой верности. Может быть это сообщалось сразу и в похвалу им, а может быть и так, что Давид сам спросил, чем кончилось дело. То есть, он хотел знать, проявили ли положенное уважение к помазанному царю? Как бы то ни было, мы видим из последующего, что Давид реагирует совершенно в духе всей своей линии. Давид послал посланцев к людям Явэш-Гилада, и передал им: "Благословенны вы перед Всевышним, что сделали это доброе дело по отношению к своему господину, Шаулю, и - похоронили его". То есть, Давид, безусловно благословляет их поступок и подчеркивает две вещи. Это выводится из того, что сказано: "им адонихэм, им Шауль". Мы часто это встречаем в Танахе, и это означает, что Давид подчеркивает две стороны. То есть, даже если бы Шауль был бы какой-нибудь рядовой, но он был бы ваш господин, то было правильно так сделать. И - даже, если бы он не был вашим господином, но был бы Шаулем, то - тоже так надо было сделать. Тем более это правильно в этом случае, когда есть и то и другое.

Подобный оборот мы встречаем, когда Сара говорит Аврааму: "Не будет сын этой рабыни наследовать вместе с моим сыном, с Ицхаком". То есть: с моим сыном, даже если бы он не был Ицхаком, и - с Ицхаком, даже если бы он не был моим сыном. Давид таким образом подчеркивает, что мало того, что он приветствует и благословляет их за то, что они так поступили с помазанным царем, Шаулем, но он их хвалит за то, что они так поступили со своим господином. То, что Шауль преследовал Давида, никак не должно было повлиять на их поступок, и очень хорошо, что они так сделали. Стих 6 говорит: "И теперь сделает с вами Всевышний "Хэсэд вэмэт"". Это - довольно обычное сочетание, где "хэсэд" это - доброе дело, безвозмездное, а "эмэт" - это истина. Мы встречали уже, что Рахав берет клятву с разведчиков, посланных Йеhошуа, чтобы за то, что она их спасла, скрыла их от царя Йерихо, они сделали бы с ней тоже - "хэсэд вэ эмэт". Правда, в случае с Рахав словом "эмэт" подчеркивалось, что они - ее должники, и они должны отплатить добром за то, что она им сделала добро. Но она просит, чтобы еще сверх этого они сделали ей бескорыстно - "хэсэд". Здесь же, в случае благословения Давида, это скорее воспринимается, как единое выражение, означающее "настоящее добро".

Давид добавляет (2:6): "Мало того, что Всевышний отплатит этим жителям Явэш-Гилада добром за это, но так же и я сделаю с вами такое добро за то, что вы сделали это дело". Какое именно добро сделает с ними Давид здесь не объясняется, но он обещает проявить к ним особое расположение за то, что они так поступили. Ведь это было не просто доброе дело, а это было связано с колоссальным напряжением и с большим риском. И Давид продолжает (2:7): "А теперь укрепите ваши руки (соберитесь с силами), ваше мужество еще потребуется, и будьте богатырями - "бней-хаил", потому что умер ваш господин, Шауль, и вот, меня помазал дом Йеhуды в качестве царя над ними".

Давид здесь проявляет очень большой такт и политическую дальновидность, и выдержку. Он как бы говорит так: "Ситуация такова, что ваш господин умер, и теперь требуется, чтобы вы поддерживали нового царя, а поскольку колено Йеhуды помазало меня царем, то не худо было бы и вам сделать то же самое." Однако, есть такое мнение, что Давид не торопится стать царем над всем Израилем. И по этому мнению, Давид имеет в виду, что над ними будет поставлен (или уже поставлен) другой царь, и они должны его поддерживать так же, как они поддерживали Шауля. Но большинство комментаторов все-таки видят здесь прозрачный намек Давида на то, что, мол, если вы меня тоже провозгласите царем, то вы поступите очень правильно.

Ответ на вопрос: . Конечно, сказанное: "яас Ха-Шем" (2:6)- "сделает (окажет) Господь" - это форма не совсем обычная, возможно, она - несколько поэтическая. Правильнее было бы сказать - "яасэ", но в Танахе такое выражение встречается. Ответ на вопрос: . Явэш - Гилад никак не относится к колену йеhуды. Он находится на восточном берегу Йардена. Если они пришли к Давиду, то они пришли издалека, но скорее, Давид просто передает им такое послание. Когда они пришли хоронить Шауля, то это не было так далеко, потому что Шауль погиб на севере, в горах Гильбоа.

/2:8-9/ Авнер бен Нер, военачальник Шауля, приводит сына Шауля Иш Бошэта в Маханайм и провозглашает его там царем Израиля.

Дальше говорится (2:8), что Авнер бен Нер, который был военачальником у Шауля, взял Иш Бошэта, сына Шауля, и "перевел" его в Маханайм, который находится на восточном берегу Йардена. Иш Бошэт почему-то не был упомянут в списке сыновей Шауля, перечисленных в Шмуэль-алеф. Он, правда, встречается в других местах Танаха под другими именами, что бывает довольно часто. Комментаторы тем не менее сходятся в таком понимании, что Иш Бошэт не назван в списке сыновей Шауля потому, что там, наряду с Йонатаном, назывались только те сыновья, которые воевали, принимали участие в управлении делами государства, а он был, что называется, не по этой части. Он был человеком, непригодным для управления государством. Есть масса объяснений его имени. Есть такое объяснение, что его по-настоящему звали по-другому, например, есть такой вариант, что его звали - Иш Бааль, и в те времена Баалом называли Всевышнего, но потом, когда распространилось поклонение Баалу, то решили это имя убрать. Это трудно понять в связи с тем, что Гидеона, как мы помним, называли Иеруббаалом. Есть одно более удовлетворительное объяснеие Кли Экара, который говорит, что он назван Бошэт от "боша" - "стыд", потому что он был очень застенчивым, стыдливым и скромным. Есть другие объяснения, говорящие, что он был человеком очень сильным в своих моральных качествах и в Галахе, и что он поэтому посрамлял своих противников. Как мы увидим, его биография не прибавляет ему лично большой славы, но особенно плохо он тоже себя не проявляет.

Итак, Авнер бен Нер берет Иш Бошэта и приводит его в Маханайм, который является таким местом, которое служит неким трамплином для того, чтобы воцариться в Израиле. Намного позже мы увидим, как Давид, убегая от восставшего сына, тоже уйдет в Маханайм. Имя этому месту дал Яаков. Когда стан Яакова встретился со станом ангелов, Яаков не сразу понял, что это за явление в атмосфере, но потом, немного понаблюдав, он сказал, что это - стан ангелов. И место встречи стана Израиля со станом ангелов Яаков назвал - Маханайм. Именно там Авнер и провозгласил царем Иш Бошэта. И перечисляется странным образом 6 мест, над которыми он был поставлен царем. Причем, первые три места употребляются с предлогом "эль", а последние три - с предлогом "аль". Смысловой разницы здесь нет никакой, потому что очень нередко в Танахе "эль" употребляется в смысле "аль"; "эль" обозначает - "к", а "аль" (с буквой айн) - обозначает "на". Поскольку все-таки есть какое-то стилистическое различие, то имеется такое объяснение, что в эти 3 города (первые) пришел Авнер первым делом, зная их преданность дому Шауля, и поэтому он обратился сначала к ним, а когда они приняли, то уже и остальные, может быть более прохладно относившиеся, тоже автоматически это на себя приняли. Авнер провозгласил Иш Бошэта царем над всем Израилем, и естественно, что при этом колено Йеhуды исключалось. В мидраше мудрецы задают такой вопрос: "Как мог такой праведный человек, как Авнер, пойти против помазанного пророком Шмуэлем царя Давида (о чем он, безусловно, знал)?" Пока жив был Шауль, помазаный царь, то никаких проблем не было, потому что Авнер преданно служил помазанному царю. Он служил интересам Шауля, и мы знаем, как он проявил избыточную осторожность, и не дал Шаулю помириться с Давидом. Но теперь он провозглашает нового человека царем против помазанного царя - Давида!

Ответ на вопрос: . В самом провозглашении нет проблемы, вопрос заключается в том, кто это примет. Аналогичная проблема существует в вопросе галахических авторитетов. Можно провозгласить кого угодно главным в решении галахическихз проблем, и тот, кто это провозгласит, может таковым его и считать, но вопрос в том, сколько еще народа присоединиться к этому провозглашению. Авторитет Авнера был необычайно велик, потому что он был настоящим полководцем, военачальником, и был праведным, мудрым и ученым человеком. Так что его авторитет держался не на "связях", хотя мы и знаем, что он был близким родственником Шауля и тоже принадлежал к этому дому. Вопрос, который задают мудрецы, состоит не в том, как это ему политически удалось, а в том, как он мог позволить себе такой шаг - выступить против помазанного Всевышним царя?

Ответ на вопрос: . Участвовали ли пророки в процедурах помазания царя? - Мы знаем, что в это время есть два пророка, которые обслуживают одного человека - Давида. Это пророки Натан и Гад, которые как раз и пишут этот текст после смерти Шмуэля. Имеется еще школа пророков имени Шмуэля, где есть пророки или люди, которые готовятся стать пророками. Однако, мы не видим, чтобы был в это время пророк, признанный всем народом, и посылаемый с какими-то сообщениями. То есть, пророчество все еще является довольно редким делом.

Своеобразное толкование Авнером текста Торы, на основании которого он поставил царем сына Шауля. Обсуждение этого драша.

Мудрецы, отвечая на вопрос, как мог Авнер позволить себе такой поступок и пойти против помазанного Всевышним царя, говорят, что он истолковал определенным образом стих Торы, и после этого поставил царем Иш Бошэта. Какой же это стих Торы? - Было сказано Яакову (Берешит 35:11): "И цари из твоих чресел выйдут". Это говорится Яакову, когда он возвращается после двадцатилетнего пребывания у Лавана, и к этому времени родились все 11 сыновей Яакова, кроме последнего - Беньямина. Поэтому мидраш говорит, что именно от Беньямина должны произойти цари, поскольку "произойдут" сказано в будущем времени, то есть, они произойдут от того, кто еще к этому времени не родился, а это - Беньямин. А - "цари" сказано во множественном числе, что означает, что должны произойти от Беньямина никак не меньше, чем два царя. Авнер и сделал из этого такой вывод, что должен быть второй царь после Шауля из колена Беньямина; и он поставил царем сына Шауля. Это - очень сильный драш. Конечно, можно к этому отнестись критически и сказать, что человек становится отцом, когда сын родился, но потенциально из его чресел отцовство вышло, когда сын был зачат, а к тому времени Беньямин уже был зачат. Но скорее надо понимать так, что только когда уже родится ребенок, его можно назвать "вышедшим из чресел"; и когда родится Беньямин, то от него должны произойти два царя. И тогда пророчество Всевышнего обязательно исполняется: был царем Шауль и был царем его сын - Иш Бошэт. Поэтому, никак нельзя сказать, что Авнер поступил здесь неправедно, потому что он действовал по закону Торы.

Ответ на вопрос: . Пока был жив помазанный царь Шауль, то никак не могло быть правильным изменение своей лояльности Шаулю, и поведение Авнера, преданного Шаулю, было правильным. Мы говорили уже о том, что положение даже самого Давида, который бегает от Шауля, было несколько сомнительным, поскольку он находился на царской службе, и убегая, он в какой-то степени превращался в бунтовщика. Поэтому и сам Давид и его люди, действительно, находились вне закона. Мир устроен "опасным" образом: помазанный великий царь Давид должен приходить к своему царству очень причудливым путем через незаконное положения в этом мире. С Авнером же проблем нет, потому что он - законный военачальник законно помазанного царя. Теперь, когда Шауль умер, ему можно было предъявить претензию, почему он не признал Давида. Но он тут же предъявляет "основание" - этот стих Торы, где сказано: "Цари", а минимум множественного числа это - двое, поэтому еще один царь из потомков Беньямина должен стать царем. Не сказано, что он помазал его, потому что вряд ли у него была власть помазать, сказано, что - провозгласил царем. Авнер был военачальником при Шауле и естественно, что после смерти Шауля именно он должен был решать вопросы о передачи власти. Мидраш говорит, что Авнер действовал из совершенно чистых побуждений.

Ответ на вопрос: . Действительно, некоторые комментаторы говорят, что у Авнера могли быть такие мысли, чтобы потом тоже стать царем, потому что он тоже был из дома Шауля. Однако, каковы бы ни были его мысли, он никогда не проявил и не осуществил ничего подобного. Авнер не был "ловким царедворцем" даже при Шауле. Мы помним, что когда Шауль приказал пойти и убить коhенов города Нова, то Авнер отказался выполнять это приказание. То есть, он был благородным и праведным человеком. Он был абсолютно предан Шаулю, но никак нельзя сказать, что он им "крутил". Там, где он видел какую-то опасность для царства, то он советовал Шаулю не торопиться, не мириться с Давидом. Например, он говорил, чтобы Шауль не доверял Давиду, когда тот показал отрезанный край одежды Шауля, потому что это могла и колючка отрезать. Там же, где Шауль дает злодейский приказ, Авнер отказывается его выполнять, и рискует собственной головой. Там, где приказ царя противоречит нравственности и закону Торы, там нет права выполнять этот приказ. Поэтому, никак нельзя судить об Авнере, как о своекорыстном человеке, потому что он - большой человек и очень честный.

Ответ на вопрос: . Что касается помазания (второго) Давида, то возможно, что это делал один из пророков, который был при Давиде, получивший Инструкцию с Неба. Правда, об этом нигде не говорится. Колено Йеhуды при этом, конечно, оказалось в некой изоляции от других колен, признавших царем сына Шауля. Мы не знаем точно последовательности событий. Описано сначала воцарение Давида над коленом Йеhуды, а потом сразу сказано, что Авнер поставил царем над остальными сына Шауля. Однако, вполне возможно, что дело происходило и в обратном порядке. Как бы там ни было, комментаторы абсолютно уверены в том, что Авнер даже и не обращался с предложением принять царем Иш Бошэта к колену Йеhуды, потому что они поддерживали Давида и при Шауле, и ясно, что к ним обращаться было бессмысленно, а Авнер был очень трезвым человеком.

Ответ на вопрос: . Как можно расценивать драш, который построил Авнер, основываясь на словах Торы, и можно ли считать это ошибкой, которую Авнеру следовало признать? - Из стиля того, что сказано в мидраше, создается такое впечатление, что все-таки это был драш ошибочный. Однако, никакого другого мидраша мы не видим. Возможно, что действительно два царя были из потомства Беньямина согласно тому, что сказано было, что из чресел Давида выйдут цари, и сказано это было тогда, когда будущее время могло относиться только к неродившемуся еще младшему сыну Рахели.

Ответ на вопрос: . Возможно ли провести следующую параллель. Все потомки Аарона становятся коhенами с момента их введения в эту должность помазанием в Мишкане. И получается так, что Аарон вместе со своими сыновьями помазан, и они стали коhенами, и все то потомство, которое у них будет в будущем автоматически рождается коhенами, но тогда то потомство, которое уже рождено, но еще не помазано, оказывается как бы "между стульев". Таким образом и Пинхас оказался не коhеном до тех пор, пока он не получил коhенство в подарок. Насколько этим примером можно защитить драш Авнера? Когда говорится, что "цари выйдут", то это обещание относится к тем сыновьям или сыну, который еще не родился, а к остальным это не относится, хотя это и не значит, что из них не будет царей. Но "должны выйти" - относится к Беньямину, и от него должно быть по крайней мере два царя.

/2:10-11/ Время царствования Иш Бошэта над Израилем и Давида - над коленом Йеhуды.

Стих 10 говорит: "Сорока лет был Иш Бошэт, сын Шауля, когда он стал царем над Израилем, и два года царствовал; только ("ах") дом Йеhуды был за Давидом". Слово "ах" можно понимать и как "только" и как "но", и большой разницы здесь нет. Трудная проблема возникает с подсчетом лет. То, что сказано про Иш Бошэта, что он был, когда стал царствовать, - "бен-арбаим шана" (сорока лет) - это совершенно нормальный оборот, и так говорится про каждого царя. Мы помним, что про Шауля сказано немного странно: "Бен-шана Шауль", как будто он был годовалым мальчиком, когда стал царем. Объясняли это так, что имеется в виду, что он к этому времени уже год царствовал. То, что сказано здесь, что Иш Бошету было 40 лет, вызывает недоумение только в связи с тем, что он почему-то не указан в списке сыновей в Шмуэль-1. Отвечают так, что он не участвовал в государственных делах тогда, и поэтому не был указан, а теперь не осталось более серьезных сыновей, потому что они все погибли, и его пришлось провозгласить царем. Сказано, что он царствовал два года, а вскоре мы увидим, что Давид царствовал над коленом Йеhуды семь с половиной лет, а только потом он стал царем надо всем Израилем. Спрашивается, кто же правил Израилем в течение пяти с половиной лет? Комментаторы говорят так, что либо Иш Бошэт намного позже стал царем, чем Давид в Хевроне, либо - он намного раньше кончил, и тогда все равно не объясняется, что же происходило в течение пяти лет? Вывод, к которому приходят некоторые из комментаторов, такой, что и тот и другой вариант трудно принять, а скорее всего надо понимать так, что он два года царствовал в полном смысле слова, то есть, он был признан всеми коленами Израиля, кроме Йеhуды, а потом его царство уже ослабело, хотя он и не перестал быть царем. Тогда получается, что он царствовал те же семь с половиной лет, но по-настоящему он был царем всего два года. Подобным образом сказано и про Шауля, что он царствовал два года, а по подсчетам получается больше, и поэтому считается, что он в полном смысле царем был только эти два года.

Стих 11 говорит: "И было число дней, в течение которых Давид был царем в Хевроне над домом Йеhуды, - семь лет и шесть месяцев". Интересно отметить, что тайна царства Давида состоит в том, что оно основано на семи, то есть, что оно - "Бат-Шева" (с этим именем мы еще встретимся). Мы помним, что в Кабале есть 7 Сферот: Хэсэд, Гвура и т.д., которые являются самыми нижними, от которых получает Малхут. И Давид в качестве подготовки к своему царствованию нуждается в этих качествах, которые начинаются с качества Хэсэд - доброта. Ситуация такова, что на протяжении какого-то периода времени, по-видимому, всех этих семи с половиной лет, Давид царствует только в Хевроне над своим коленом, а над всеми остальными коленами царствует сын Шауля Иш Бошэт.

Стих 12 говорит: "И вышел Авнер бен Нер и подданные Иш Бошэта, сына Шауля, из Маханайма в Гивону". Гивона - город на южной оконечности территории Беньямина (жители Гивоны известны тем, что они когда-то схитрили и обманули Йеhошуа). Ничего не сообщается по поводу того, когда и зачем они вышли. Возможно, что они вышли, чтобы укрепить границу между Беньямином и Йеhудой. Дальше говорится: "И Йоав, сын Цруя, и подданные Давида вышли и встретились с ними у водоема Гивона; и расположились одни - с одной стороны водоема, а другие - с другой стороны". В стихе 14 Авнер говорит Йоаву: "Пусть-ка поднимутся юноши и поиграют перед нами" И сказал Иоав: "Пусть поднимутся". Мидраш по этому поводу говорит: За что был убит в последствии Авнер?" - Авнер убит за то, что превратил кровь юношей в смех. Он сказал: "Пусть поднимутся и поиграют перед нами". Как же такой праведный человек вдруг так, походя, говорит, пусть они поиграют в свою силушку? Это, как мы увидим, тяжелая сцена, но вполне может быть, что Авнер не имел в виду, что они пойдут всерьез воевать, а просто хотел устроить некий турнир, чтобы юноши померялись силами. Это должен был быть просто конкурс, но никак не война. Надо сказать, что отношения между ними были вполне неплохими, во всяком случае, они не были враждебными. Несмотря на то, что выглядело это, как турнир, здесь не было такого договора, что победивший будет господином. Вообще не было такого впечатления, что Авнер вышел, чтобы воевать, они скорее вышли для того, чтобы укрепить как-то свои границы. Мы видим, что Давид никак не форсирует событий, и здесь нет никакой его инициативы. Давид - помазанный царь, которому было обещано, что он будет царем над всем Израилем, но тем не менее он свято соблюдает свою клятву Шаулю и Йонатану, и ничего не делает для того, чтобы истребить потомство Шауля.

/2:16-17/ Сражение-турнир юношей из колена Беньямина со слугами Давида, вылившееся в войну. Тяжесть этой войны евреев с евреями.

Стих 15: "И поднялись, и перешли по счету". Здесь непонятно, кто и куда перешел: то ли перешли на север люди Йоава, то ли, наоборот, те перешли на юг. Перешли - 12 человек из Беньямина, из подданных Иш Бошэта, сына Шауля, и - 12 человек из слуг Давида. Имеется некоторое различие. Сказано: "12 человек из Беньямина и из подданных Иш Бошэта", и тут нет отождествления, а все, кто против них, - они все "слуги Давида", абсолютно преданные ему. Стих 16 говорит: "И ухватились каждый друг друга за головы, и меч - друг другу в бок, и все вместе пали". И назвали это место, которое в Гивоне, - "Хэлкат - Аццурим". Получилось так, что вышел вовсе не турнир, а юноши сражались изо всех сил, и настолько самозабвенно и преданно, что все вместе друг друга поубивали. "И была война тяжела очень в тот день (2:17). И потерпел поражение Авнер и люди Израиля (названы так в противоположность Йеhуде) перед слугами Давида". Интересное объяснение дает Кли Экар, который говорит, что то, что сказано, что война была очень тяжела, это - не описание качества войны, а описание того, как она воспринималась Всевышним. Всевышнему было очень тяжело, что они начали эту войну безо всякой нужды: не было военной ситуации, Давид не распоряжался начать войну. Началось вроде бы со смеха - пусть поиграют юноши, а потом это вылилось в войну. Война не была особенно тяжелой, но Всевышнему было тяжело то, что Израиль воюет с Израилем.

/2:19-32/ Преследование Авнера Асаэлем. Окончание войны и подведение итогов.

Стих 18: "И было там три сына Цруя: Йоав, Авишай и Асаэль. А Асаэль был таким легконогим, как олень в поле. И погнался Асаэль за Авнером, и не отклоняется ни в право ни в лево, а все время следует за Авнером. И оглянулся Авнер назад и сказал: "ты ли это Асаhель?" И тот сказал: "Это я". И сказал ему Авнер: "Отклонись-ка ты направо или налево, выбери себе одного из этих юношей и отбери у него оружие (так объясняют слово "халицето")". То есть, Авнер по-прежнему предлагает не вести войну на убийство, а говорит так, чтобы Асаэль отстал от него, а лучше попытался бы показать себя богатырем и отнять оружие у одного из юношей. Но Асаэль не пожелал отстать от него; и снова обратился к нему Авнер и сказал: "Отстань от меня. Для чего я буду убивать тебя на земь (наповал); и как я подниму глаза на брата твоего Йоава?" И снова Асаэль отказался отстать. И ударил его Авнер задним концом своего копья (который как раз острый) в "хомэш" - в жизненно важное место (может быть это - живот или солнечное сплетение). Как видно, Авнер проявляет здесь замечательные таланты "супермена". Он на полном ходу убегает от этого лучшего бегуна, немножко тормозит, давая ему приблизиться и, не оглядываясь, поражает его задним острием копья точно в жизненноважный центр, причем, он ударил так, что копье вышло с другой стороны, проткнув Асаэля насквозь. И Асаэль умер на месте - "тахтав". Всякий, кто доходил до этого места, гда пал Асаэль и умер, останавливался в некой оторопи, не решаясь дальше преследовать врага, который наносит такой удар. Йоав и Авишай - братья убитого, погнались за Авнером. Солнце уже зашло, когда они добрались до холма в пустыне Гивон. И собрались люди из колена Беньямина за Авнером и составили одну группу (отряд), и встали там на вершине одной возвышенности. И обратился Авнер к Йоаву, и сказал: "Вечно ли будет пожирать меч? Ведь ты же знал, что горечь будет в конце, и до каких пор ты не скажешь людям, чтобы они перестали преследовать своих братьев?

В стихе 27 отвечает Йоав Авнеру, и его слова не вполне однозначны. Он говорит слова клятвы: "Как жив Бог, если бы ты не говорил, то тогда поднялся бы народ с утра каждый за своим братом". Сказано очень непонятно. Комментаторы это место толкуют и в одну сторону, и в другую. По одному смыслу: если бы ты не сказал, то - продолжали бы гнаться. Более основательный комментарий такой: ведь ты же сказал, то есть, если бы ты не сказал, чтобы юноши поиграли, то и не было бы всей этой затеи. "И протрубил Йоав в шафар (2:28), и остановились все люди, и больше не гнались за Исраэлем (за основными коленами), и больше не воевали". "Больше не воевали" надо понимать так, что они больше не воевали в этот день (в эту ночь) или можно понять так, что с тех пор вообще больше не воевали.

Авнер и его слуги шли всю ту ночь и перешли через Йарден, и прошли через Битрон. Некоторые считают, что Битрон это - географическое название, но более простое объяснение, что так называется просто сильно пересеченная местность. (Можно вспомнить, что завет, который заключил с Авраамом Всевышний, называется: "Брит бейн hабетарим", от слова "леватер" - "рассекать".) То есть, они не пошли по ровной дороге, которая была длиннее, а шли напрямик через очень трудную местность, ночью. Аврнер понимал, что останавливаться очень опасно, потому что Йоав может повернуться и преследовать их. Йоав же (2:30) - "перестал преследовать Авнера, собрал весь народ, и не досчитались из слуг Давида 19 человек и - Асаэль". Асаэль был выделен отдельно, потому что он был выдающейся личностью, и один стоил 19. Стих 31 говорит: "А слуги Давида побили из Беньямина и людей Авнера: умерли 360 человек". Эта фраза несколько корявая, потому что сказано, что побили, и не сказано, скольких побили, а сказано, что 360 человек умерли. То есть, получается, что побили они (ранили) гораздо больше.

Ответ на вопрос: . Входят ли в эти 19 человек те 12 юношей, которые погибли во время турнира? - Вероятно, они должны входить, потому что их же тоже - недосчитались.

Обсуждение вопроса о том, что про 19 погибших слуг Давида сказано - "недосчитались", а про людей Беньямина сказано, что 360 человек погибло.

Следует обратить внимание на то, что в стихе 30 сказано в другой форме, чем в стихе 31. В 30-ом стихе сказано: "Недосчитались из слуг Давида 19 и Асаэль", а в стихе 31 говорится: "Слуги Давида побили из Беньямина..." Создается такое впечатление, что "недосчитались" - это более пассивная, страдательная форма, чем "побили". То есть, получается такая картина, что множество людей из колена Беньямина погибло потому, что их преследовали и убивали люди Давида, а 19 человек из людей Давида погибли точно так же, как Асаэль, не потому, что за ними гнались люди из Беньямина, а потому что, наоборот, они преследовали людей Беньямина, и погибли в процессе этого преследования.

Поскольку не сказано про людей Давида, что их убили на войне люди Беньямина, а сказано, что их недосчитались, то можно задуматься над тем, какова должна быть ответственность в этой войне, которая не началась, как война. В "обычной" войне человек может убивать, потому что он знает, что вражеский солдат всегда может убить его. Здесь же возникает проблема. В качестве параллели можно вспомнить знаменитую мишну из третьего пэрэка Бабы Камы, где говорится, что если человек оставил на улице кувшин, и прохожий наткнулся на него и разбил его, то этот прохожий не должен платить хозяину за нанесенный ущерб, потому что не надо было оставлять посредине улицы кувшин. Если же прохожий получил ранение или ущерб от осколков, то хозяин этого сосуда должен компенсировать ему ущерб. В гемаре обсуждается проблема: при каких именно обстоятельствах прохожий разбил этот сосуд? Если он на него наткнулся нечаянно, разбил его и получил ранение, то хозяин обязан платить, потому что он виновен во всех этих последствиях. Но если прохожий сознательно разбивал, например, когда этот сосуд загородил дорогу, то в том случае, если он при этом покалечился, хозяин ему не платит, несмотря на то, что хозяин поступил неправильно и не имел права оставлять свои вещи посреди дороги, а тем более - загородить дорогу. Почему же тому, кто сознательно разбивал и поранился не оплачивается? Гемара дает очень точный ответ: "Потому, что не этот сосуд нанес ему ущерб, а он сам нанес себе ущерб". Он был "активной" стороной в этой истории, и разбивая сознательно, он должен был помнить о "технике безопасности". И в разбираемом нами отрывке те 19 человек, которых недосчитались, были - активной стороной. И поэтому про них не сказано, что их убили люди Беньямина.

Ответ на вопрос: . Относительно мишны о разбитом сосуде надо повторить, что разбивший не платит в том случае, если он наткнулся случайно или другого пути не было.

Ответ на вопрос: . Можно ли считать, что война между царством Давида и царством сына Шауля началась с того момента, когда Авнер провозгласил его царем? - Как ни странно, мы этого не видим. То есть, поступок Авнера не является, или по крайней мере не тождественен, объявлению войны. Он считал правильным провозгласить сына Шауля царем, и при этом не возражал против того, чтобы у колена Йеhуды был другой царь. Таким образом, до этого момента ни о какой войне речи не было. Другое дело, мы не знаем точно, когда этот момент наступил: было это через пару дней или через пару лет. Войной тогда называлось начало военных действий (в Галахе нет такого понятия "холодная война"). До этого эпизода мы не видим никакого намека на войну или на подготовку к ней.

Ответ на вопрос: Была ли эта война войной в обычном понимании этого слова, и какова в этой связи ответственность убийцы?

Ответ на вопрос: . - Действительно, прежде всего надо понять, была ли это война войной в обычном понимании этого слова? Мы видим, что - да, это была война. Наверное, нельзя считать, что начавшие эту войну поступили хорошо, но то, что война вспыхнула, - это факт, и поэтому надо относиться к убийствам здесь, как к убийствам в условиях войны. Поэтому, человек, убивший в этой обстановке никак не подлежит ни смертной казни, и ни изгнанию в город - Убежище. Тем более, если говорить о Авнере, то он даже вне условий войны не может считаться виновным, потому что он дважды предупреждал Асаэля. Он говорил ему: "Отстань от меня, потому что я буду вынужден тебя убить". Из намерений быстроногого Асаэля было достаточно ясно, что он бежит, чтобы убить Авнера. Если кто-то собирается убить человека, то его абсолютное право, дарованное Торой, опередить и убить его. Мудрецы и комментаторы считают, что это было убийство - на войне. Наверное, Давид тоже так считает.

Ответ на вопрос: . Если галаха такова, что человека, намеренного убить меня, я имею право, и даже обязанность, опередить и убить его, то возникает вопрос, как можно быть уверенным в том, что он, действительно, хотел меня убить? - Можно в качестве частного случая привести известный закон Торы о том, что если вор пришел с подкопом, то правила здесь такие: "Если он пришел с подкопом ночью, то - убей его, и на тебе не будет крови, если же над ним светило солнце, то - не имеешь права его убивать, а надо считать его вором, и обращаться с ним, как с вором". Этот закон кажется на первый взгляд странным: как можно все поставить в зависимость от освещения, ведь и ночью может быть в каких-то случаях светло, а днем - темно? Талмуд здесь объясняет очень важный момент. Он говорит, что здесь речь идет не о времени суток, а говорится о том, что если тебе ясно, как день, что он пришел воровать, то ты не имеешь права его убивать. Если же он пришел с подкопом с неясными целями, то самый тот факт, что он подкопался и забрался к тебе в дом, говорит, что если бы хозяин застукал его, готовый защищать свой дом, то этот преступник, пришедший с подкопом, должен был приготовиться к тому, чтобы убить хозяина. А раз так, то хозяин имеет право его убить. Есть другое место Талмуда, где говорится, что ты имеешь право убить только в том случае, если тебе абсолютно ясно, что он пришел тебя убивать, а если есть сомнения, то ты не имеешь права его убивать. Конечно, реальная жизнь очень многопланова и там есть множество параметров, и можно в одну и другую сторону ошибиться. И даже, рассмотрев множество мест Талмуда и последующих галахических обсуждений, мы из всей совокупности этих сведений не сможем получить общей, универсальной формулы, которая бы раз навсегда разделяла все возможные случаи на два класса. Есть просто некие руководящие правила.

Ответ на вопрос: . Если солдат идет на войну, то вся ситуация меняется радикально потому, что каждый солдат вражеской армии находится в презумпции желающего убить меня, и поэтому мой долг постараться опередить и убить его. И это - совершенно другая ситуация! Дело с террористами обстоит несколько "тоньше", потому что эта война, которая не имеет четкого фронта. И это - проблема.

Ответ на вопрос: . Если Давид - помазанный царь, и помазан над всем Израилем, то тогда ведь можно рассматривать попытку провозгласить другого царя над частью (пусть даже подавляющей частью) территории, как бунт. Если же понимать так, что Давид теперь помазан над одним коленом, то это - как бы два разные государства и между ними идет война. Какая ситуация здесь более реальная? - Скорее надо полагать, что здесь ситуация второго типа, поскольку Давид еще ни разу не был признан царем над остальными коленами. И тогда это - два разных государства, которые до этого момента вообще не воюют. В этот момент начинается первое столкновение между ними. Поскольку оно начиналось не как война, но все-таки выродилось в войну, то тогда правильно рассматривать это, как военные действия. И тогда - "На войне, как на войне". Мы нигде не видим, чтобы кто-нибудь занимался поисками тех многих людей из колена Йеhуды, которые поубивали такое множество, 360 человек, из колена Беньямина. Кстати, можно вспомнить страшную историю в конце книги Шофтим, когда все колена пошли воевать против того же колена

Беньямина. Правда, трудно сказать, что это война, потому что это было скорее похоже на месть. Каждое колено в определенном смысле является неким суверенным, если не государством, то все же какой-то единицей. И опять-таки, они сделали страшное дело: истребили до конца колено Беньямина. Однако, никто не говорит, что их надо судить за убийство, потому что все остальные колена провозгласили эту расправу над Беньямином войной, хотя это и не были два разных государства. Правда, это была эпоха Шофтим, когда еще не было царя, и не было государства в полном смысле.

Обсуждение возможности применения закона о "дин-родеф" к случаю преследования Авнера Асаэлем.

В связи с описанными событиями и возникшими в этой связи вопросами об ответственности за убийство, стоит рассмотреть другой, более общий закон, чем закон о войне, а именно, печально известный нам с недалекого времени закон - "дин-родеф" - кого считать преследователем. И перед нами как раз классический случай, когда Асаэль явно преследует Авнера. Если он преследует с явной целью убить его, то здесь даже не требуется "атраа" - "предупреждение". Обычно, если человек собирается совершить какое-то преступление, наказуемое смертной казнью, то Бейт-Дин может судить его только, если было предупреждение, а не только свидетели. Если человек - преследователь, то он считается уже активностью своих действий предупрежденным. Тем не менее, Авнер поступает очень деликатно, и дважды предостерегает Асаhеля. Поэтому, к Авнеру может оставаться только одна претензия. Закон, в частности четко сформулированный Рамбамом, такой, что если человек тебя преследует, и не откликается на уговоры прекратить преследования (Рамбам считает, что надо уговаривать), то следует постараться остановить его ценой одного из его органов. Если человек очень меткий стрелок, то пусть он, например, проколет ему ногу, чтобы он отстал. Ясно, что если Авнер сумел, не оборачиваясь, попасть копьем точно в жизненноважный центр, то он вполне мог не убивать Асаэля. А поскольку он его убил, то может быть, он заслуживает смертной казни в Бейт-Дине, если не рассматривать эту ситуацию, как войну. Правда, человеку, меньшего ранга, чем Авнер, это вряд ли сосчитали бы преступлением, потому что довольно трудно рассчитать, и попасть в какой-то определенный орган, тем более, когда грозит смертельная опасность.

Ответ на вопрос: . По каким признакам Авнер понял, что Асаэль хочет именно убить его, а не просто догнать? - Если это - война, когда погибают люди, то причина вполне элементарная, обсуждающаяся комментаторами. Если бы удалось убить Авнера, то это фактически положило бы конец царству Иш Бошэта, потому что это царство держалось на силе и авторитете Авнера. Поэтому, соображений у него вполне достаточно. Из слов Авнера уже видно, что у них состязание не шуточное. Он говорит: "Отстань от меня, зачем мне убивать тебя".



Продолжение